Дагестанцы хотят сменить руководство своей республики. Об этом заявлено в резолюции прошедшего в минувшую пятницу Съезда народов Дагестана в Москве. Неразрешимых проблем у региона достаточно, чтобы было чем попрекнуть власть. Однако вопросы вызывает состав участников съезда, которые так категорично потребовали отставки Магомедсалама Магомедова.
Почему нельзя сказать, что над Магомедсаламом Магомедовым после московского съезда народов Дагестана нависла угрозы отставки? Да потому, что сам съезд серьезно почти никто не воспринимает. Он оказался не настолько представительным, чтобы отразить все чаяния дагестанского народа.
Деньга Халидов, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, заявил корреспонденту "Большого Кавказа", что дагестанская интеллигенция в Москве отказалась участвовать в съезде, поскольку организаторы не приняли во внимание предложенную им повестку дня и резолюцию. "Мы хотели бы, чтобы съезд был научно подготовленным, чтобы на нем не было голой критики в отношении республиканской власти", - пояснил он. А организаторы, по его словам, напротив, хотели слышать как можно больше жалоб на Магомедсалама Магомедова и совершенно не собирались затрагивать отношения республики с федеральным центром.
Дело в том, что инициаторами мероприятия стали два политика, затаившие личную обиду на руководство Дагестана: лидер дагестанского отделения партии "Справедливая Россия" Гаджимурад Омаров и экс-глава дагестанского отделения Пенсионного фонда России Амучи Амутинов. Правда, за ними, как утверждают некоторые источники, стоит капитал Сулеймана Керимова. Того самого, что многое обещал сделать для развития спорта в республике, но ограничился пока лишь покупкой "Анжи".
Омаров, как он сам рассказывал журналистам, был отодвинут из "Народной партии России", которая затем вошла в состав "Справедливой России", бывшим президентом Дагестана Муху Алиевым. Из-за этого перешел в ЛДПР. А год назад он снова вернулся в "Справедливую Россию" и по приглашению Сергея Миронова возглавил региональное отделение.
Дагестанские эсеры Омарова невзлюбили. А после минувшего съезда и вовсе выпустили пресс-релиз, в котором обозвали его самозванцем. "Обращаем внимание дагестанцев на сходство действий Гаджимурада Омарова при попытке захвата руководства в Региональном отделении партии с организацией собрания с громким названием "Справедливая Россия" с целью посеять смуту в дагестанском обществе… противопоставить народ и власть, спекулируя на объективных сложностях", - заявил экс-глава отделения СР в Дагестане Муртазали Муртузалиев, так и не признавший своей отставки с этого поста.
"Народ Дагестана никому не дал право говорить от своего имени, кроме законно избранных органов власти, и поэтому собрание в Москве не только не может называться "съездом народов", но и вообще никого не представляет, кроме кучки обанкротившихся политиков, которые оплатили приезд и проживание случайных людей, голословно объявив их "делегатами"", – подчеркнул Муртузалиев.
С другой стороны, этот съезд, в отличие от подобного собрания 2010 года, прошедшего в Дагестане под руководством самого Магомедсалама Магомедова, действительно был народным, а не чиновничьим. "Насчет съезда мнения в республике разделились. Одни считают, что в нем должны были участвовать чиновники. А другие понимают, что съезд потому и назывался альтернативным, что его хотели провести без участия чиновников, - пояснил корреспонденту "Большого Кавказа" главный редактор газеты "Черновик" Биякай Магомедов. – Сами чиновники его проводили уже три раза. Но ни одному представителю народа там слово не давали, за исключением погибшего шейха Саида Афанди. Выступали чиновники и аффилированные с ними псевдоправозащитники и псевдообщественники. Этот съезд показал, что в республике есть оппозиция".
Какие претензии Омаров и Амутинов предъявили власти? Во-первых, подавление свободы "съездов", если так можно выразиться. Дело в том, что участников пятничного мероприятия на автобусах сначала расстреляли хулиганы, а потом задержала дагестанская полиция. А делегатов сентябрьского Лакского съезда впоследствии уволили с государственных должностей, рассказал Амучи Амутинов.
Омаров заявил, что республика стала дотационной, что в ней убивают ежегодно десятки дагестанцев, в том числе видных общественных деятелей. Глава Общественного антикоррупционного совета Табасаранского района Казихан Курбанов был недоволен коррупцией. "Президент любит в ответ на наши жалобы отсылать нас в суды. Но у нас любое решение суда можно купить, утром - одно, вечером - другое, только заплати побольше", - процитировал его "Кавказский узел". Багаудин Магомедов, представлявший на съезде Дахадаевский район, жаловался на выборную систему.
В общем-то все выступавшие сводили свои речи к тому, что правительству Дагестана надо объявить вотум недоверия, уволить всех чинуш и ввести общинное правление.
Главным же требованием стала отставка Магомедсалама Магомедова. Оно впервые прозвучало громко и публично, как того и хотели организаторы мероприятия. Для многих в республике это требование стало неожиданным. Так, глава дагестанского информационно-аналитического центра "Ракурс" Абдурахман Юнусов заявил корреспонденту "Большого Кавказа", что никаких предпосылок к отставке президента нет. По его словам, у Дагестана много проблем, но никто не предлагает альтернативные пути их решения и не называет кандидатуры, способные заменить Магомедова.