Дело об убийстве полковника российской армии Юрия Буданова подошло к концу. Присяжные девятью голосами против трех признали виновным чеченца Юсупа Темерханова. Вместе с тем, они не утвердили мотив преступления - месть за погибшего при обстреле отца и за жертву Буданова, чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву. Приговор без мотива будет легко обжаловать, полагает адвокат Мурад Мусаев. Но сын убитого Валерий Буданов доволен исходом дела.
Юсуп Темерханов улыбался на процессе так, как может улыбаться лишь человек, уверенный в победе. Адвокат Мурад Мусаев делал все возможно и невозможное, чтобы оспорить доказательства прокурора Марии Семененко. В социальных сетях ему это блестяще удавалось, но в суде не он командовал парадом, и присяжные узнали ровно столько, сколько позволил им судья. Предоставленных улик - отпечатков пальцев и следов пота в брошенном убийцей неподалеку автомобиле Mitsubishi Lancer, а также обнаруженной в квартире Темерханова куртки, в которой передвигался стрелок, хватило, чтобы убедиться в виновности подсудимого. К тому же две кассирши из магазинов, куда ходил убийца, и случайный зашифрованный до сих пор свидетель подтвердили причастность Темерханова. Вчера был вынесен обвинительный вердикт.
Но вопросы остались, так как мотив преступления присяжные не утвердили. Прокурор настаивала, что лишить полковника жизни Юсуп задумал в отместку за Эльзу Кунгаеву, над которой в свое время поиздевался Буданов, и за отца, погибшего, возможно, от рук российских военнослужащих в 2000-м году. С момента появления в деле эти доводы выглядели неубедительными, ведь месть в Чечне носит лично-кровный характер. За убийство Кунгаевой должны были мстить ее кровные родственники, а Темерханов отношения к ним не имел. За смерть отца Юсуп должен был бы стереть с лица земли целую воинскую часть или ее командира, но никак не Буданова. Если уж он, как утверждает обвинение, испытывал ненависть к социальной группе российских военнослужащих, то мог убить самого экс-министра обороны Павла Грачева, с которым встречался в боулинг-клубе.
На сегодняшний день этот мотив присяжными отвергнут, иного не предложено. Это позволяет сократить Темерханову максимальный срок с пожизненного до 15 лет и, как подчеркивает адвокат, облегчает обжалование приговора, который, скорее всего, будет обвинительным. "Однако судья в обвинительном приговоре обязан будет указать мотив убийства, в противном случае приговор не будет считаться законным, - пишет адвокат Мурад Мусаев в социальной сети. - Ситуация получается интересная. Сейчас мы ждем приговора. Если он будет обвинительным, то мы, естественно, обжалуем его в порядке апелляции. Судья за этот процесс допустил колоссальное количество процессуальных нарушений, он лишил нас возможности исследования большей части доказательств и, вообще, выполнял функцию запасного прокурора".
Мы уже писали, как во время слушания дела внезапно исчезали из поля зрения свидетели защиты, как оплата проезда для них превращалась в попытку подкупа со стороны защиты, за что адвокат Дарья Тренина была отстранена от дела. Некоторое время назад Мурад Мусаев обнаружил, что за ним следят и его телефонные разговоры прослушивают, а потом запугивают свидетелей, которых нет в материалах дела. Он также жаловался, что судья удаляет присяжных во время допроса некоторых свидетелей. "К примеру, мы пригласили в суд специалиста (эксперта) в области дактилоскопии. Судья удалил присяжных и допросил спеца в их отсутствие. Тот пояснил, что отпечаток ладони на журнале, которым козыряют обвинители, оставлен неестественным образом. Он показал, как именно к журналу была приложена ладонь. Судья послушал и решил, что присяжным всего этого лучше не знать. Допрос был сорван", - писал адвокат.
Обвинение настаивало на своих аргументах, и в суде их принимали беспрекословно. Прокурор Семененко подчеркнула, что именно Темерханов купил у ингуша Джамала Парагульгова угнанный в Москве автомобиль Mitsubishi Lancer, найденный потом недалеко от места убийства подожженным. Утверждения адвоката о том, что распечатки телефонных переговоров подсудимого и перекупщика фальсифицированы, не были приняты во внимание. Как не сочтены существенными и противоречия в заключениях по ДНК на вещдоках, найденных в машине, согласно которым сначала оставленного генетического материала было слишком мало, чтобы определить "хозяина", а когда Темерханов уже был назван подозреваемым, ДНК вдруг "заговорила".
Странным было и обстоятельство, что кассиры в магазинах, куда заходил убийца, детально запомнили не только внешность Темерханова, но и монеты, которыми он давал сдачу. Кроме того, основной свидетель по имени Алан, который давал свои показания, что убийца был кавказской внешности, только по аудиосвязи и измененным голосом, на своих первых допросах говорил, что не запомнил, как выглядел убийца, но потом его, видимо, озарило.
Впрочем, для потерпевшей стороны - сына и вдовы Юрия Буданова, все эти нестыковки не кажутся катастрофическими. "Я изучил все 15 томов дела до последней запятой и убедился в том, что убийца моего отца именно Темерханов!" - цитируют СМИ слова Валерия Буданова. Правда, показания его самого Мусаев тоже считает подозрительными. Сначала в них присутствовал некий человек на Mitsubishi Lancer в кепке с длинным козырьком, которого вдова Светлана Буданова видела, заходя с мужем в нотариальную контору, возле которой тот и был убит. А потом Валерий этот эпизод из своих показаний исключил и с трудом вспоминал о нем при вопросах адвокатов Темерханова.
Сама Светлана Буданова на апрельских слушаниях пыталась на видеозаписи разглядеть того человека, который обратил на себя ее внимание перед убийством 10 июня 2011 года, но безуспешно. Сначала она показала на мужа, потом на одного прохожего, потом на другого - парня с козырьком. В марках автомобилей она, как выяснилось, не разбирается. Тот факт, что Валерий Буданов на допросе двухлетней давности назвал именно Mitsubishi Lancer, он объяснил путаницей в голове, потому что вокруг все только и говорили об авто убийцы.
Версию о светлых волосах человека, стрелявшего в Буданова, на процессе не подтвердил никто. Пропадавший свидетель из Новосибирска Александр Евтухов к моменту последнего допроса забыл, что ранее говорил о славянской внешности преступника. Кстати, официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин в день убийства тоже заявлял, что свидетели говорят о светловолосом водителе автомобиля, что указывает на непричастность этнических группировок.
На суде Светлана Буданова попросила присяжных "принять единственное верное решение, чтобы до конца жизни прожить с чистой совестью". Они его приняли, поставив перед судьей новую задачу - объяснить, зачем же Темерханов убил Буданова, если не из мести.