После несвоевременной кончины президента Абхазии Сергея Багапша возникло множество вопросов о дальнейшем будущем республики. Появились даже предположения о том, что грузинское руководство попытается воспользоваться ситуацией и постарается дестабилизировать ситуацию в стране. О возможных провокациях со стороны Тбилиси и политике Сухума после смерти главы государства корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с председателем комитета по делам СНГ Совета Федерации РФ Вадимом Густовым.
Абхазия лишилась не просто одного из самых влиятельных государственных деятелей, а своего символа. Кто-то его любил, кто-то ненавидел, но не признавать лидерство Сергея Багапша на политическом поле страны было невозможно. С этим соглашались даже в Тбилиси, пусть и отказывая при этом в должности президента, приставляя к его имени унизительные титулы - ″де-факто лидер″, ″так называемый глава сухумского режима″ и так далее.
Впрочем, такая ситуация имеет и обратную сторону: консолидация внимания на одной персоне привела к тому, что после смерти Багапша на абхазском политическом небосклоне образовалась пустота. В республике, фактические нет ни одного человека, который четко и уверенно мог бы позиционировать себя в качестве реального кандидата в президенты. И за три месяца, оставшиеся до предстоящих выборов главы государства, вряд ли что-то может измениться кардинальным образом. Если только не произойдет нечто экстраординарное. А, учитывая агрессивность нынешних властей Грузии, подобное развитие событий весьма вероятно.
Официальный Тбилиси никогда не скрывал, что считает Абхазию своей территорией и готов воспользоваться любыми методами для её возвращения под свой суверенитет. Чего стоит одно только воинственное заявление Михаила Саакашвили, когда он пообещал встретить следующий новый год в Сухуме. Вполне вероятно, что Грузия теперь попробует вмешаться в борьбу за власть, которая развернется в стране после смерти Багапша. Вот только вряд ли ей удастся найти поддержку в республике. Как подчеркнул в интервью GeorgiaTimes член Совета Федерации РФ Вадим Густов, главным направлением в абхазской внешней политике по-прежнему останется ориентированность на Москву. ″Конечно, ситуация непростая, никто не ожидал, что так внезапно уйдет настолько яркий лидер. Но, в любом случае, нет никаких серьезных предпосылок для резкого изменения курса, который был выбран руководством республики. Сегодня никто не представляет Абхазию, отказавшейся от взаимодействия с Россией. Только российский вектор дает ей возможность быстро и эффективно отстроить экономику и промышленность, все секторы которой развернуты опять же на Россию. Кстати, как и грузинские. Там же основные рынки связаны отнюдь не с Турцией, Ираном или Ираком″, - подчеркнул Густов.
При этом, по мнению эксперта, можно немало сделать и для того, чтобы постепенно налаживались связи между Абхазией и Грузией. Вот только для этого необходима добрая воля Тбилиси и прекращение откровенно оскорбительных заявлений в сторону Сухума. ″Нужны конструктивные предложения, а их нет″, - отметил наш собеседник.
По его мнению, любые попытки грузинского руководства вмешаться в ситуацию в Абхазии не будут приняты, пока у власти находится Михаил Саакашвили. ″В грузино-абхазском военном конфликте, закрученном ещё Шеварднадзе, пролилось множество крови. А сейчас нынешний президент, размахивая кинжалом, делает различные агрессивные заявления и вооружает тридцатитысячную армию, которая и не нужна такому маленькому государству. Для чего же он это делает? Не будут же грузинские вооруженные силы разворачиваться против Армении или Азербайджана. Очевидно, что он может попытаться силовым способом вернуть потерянные территории. Все направлено на то, чтобы создать маленькую военную хунту. Впрочем, грузинский народ всё это будет терпеть недолго″, - полагает Густов.
Впрочем, сенатор Софеда РФ уверен, что любые агрессивные намерения режима Саакашвили не могут быть воплощены в реальности. ″Россия выставила приоритеты своей политики в этом регионе, и нынешнее положение признают и в Москве, и в Сухуме, и в Цхинвале, и даже многие представители мирового сообщества. Российско-абхазские отношения будут только улучшаться, ведь впереди нас ждет Олимпиада в Сочи″, - добавил он.