Главе МВД Чечни Руслану Алханову внесено представление Генпрокуратуры в связи с отказом его подчиненных помогать в поиске пропавших без вести в Чечне до 2000-го года. По похищению 60-ти граждан России в республике местная милиция вообще не предпринимала мер, указал замначальника управления Генпрокуратуры в СКФО Алексей Васильков. По данным Комитета против пыток, чеченские силовики даже препятствуют следователям в их работе, и Генпрокуратура им не указ, необходимо указание с "самого верха".
Неуправляемость чеченских силовиков довела до белого каления уже и Генеральную прокуратуру России. В адрес главы МВД республики Руслана Алханова внесено представление о нарушении законов его подчиненными, которые вовремя не возбудили более 60 дел по фактам исчезновения людей в 1990-2000-е годы. Об этом журналистам сообщил замначальника управления Генпрокуратуры в СКФО Алексей Васильков.
"Своевременно не было организовано проведение оперативно-розыскной работы по фактам похищения полпреда президента РФ в Чечне Валентина Власова, трех корреспондентов ОРТ и ИТАР-ТАСС, 20 сотрудников органов внутренних дел, работника прокуратуры, двух военнослужащих ФСБ, семи иностранных граждан, а также более 50 граждан РФ", - цитируют зампрокурора информационные агентства.
Причин для похищений людей в Чечне и на Северном Кавказе в целом очень много, "от склонения к вступлению в брак и вымогательства денежных средств в качестве выкупа до принуждения к участию в незаконных вооруженных формированиях", отметил Васильков.
Если в случае с Власовым все завершилось достаточно благополучно, и его через пять месяцев вернули за выкуп, то судьба многих других похищенных так и осталась неизвестной. По данным прокуратуры, в СКФО числятся в розыске 2 тысячи 909 человек, из которых 1 611 пропали еще во время вооруженных конфликтов на территории Чеченской республики.
Проигнорированные чеченскими следователями дела по похищениях взяло на себя следственное управление СКР по СКФО. "Следователи вели дела в одиночку, на месте розыск не проводился", - добавил Васильков. После прокурорской проверки, по его мнению, ситуация в Чечне изменилась.
Иначе это видится российским правозащитникам. В июле в Грозном прошло заседание президентского Совета по правам человека, на котором прозвучал доклад главы Комитета против пыток Игоря Каляпина как раз по теме расследования дел о пытках и похищениях людей в Чечне. "Мы имеем абсолютную безнаказанность чеченских силовиков, нескольких подразделений, именуемых "кадыровцами", которые, по всей видимости, этими похищениями и занимаются, и которые игнорируют повестки следователей, и считающие следователей вообще никем", - изложил суть доклада Каляпин уже после заседания.
Ранее в интервью BigCaucasus правозащитник рассказал об одном таком похищении, к которому причастны высокопоставленные сотрудники чеченского МВД. Это дело Ислама Умарпашаева, которого в 2009 году четыре месяца полицейские держали в подвале и готовили к уничтожению в качестве боевика. "Человек, который при этом ни тогда не обвинялся, и сейчас ни в чем не обвиняется, пальцем на всех них показывает: вот этот меня бил, вот этот меня запугивал, вот этот требовал дать такие-то показания. И ни один из этих полицейских к ответственности не привлечен", - подчеркивал Каляпин.
Расследовать подобные дела в Чечне не получается. И ими, с подачи Комитета против пыток, которому сегодня, кстати, исполняется 13 лет, занимается Европейский суд по правам человека.
Представлению Генпрокуратуры в адрес главы чеченского МВД Игорь Каляпин рад. " Мы господину Чайке (генпрокурору России - ред.) неоднократно отправляли свои обращения по тому поводу, по которому внесено это представление, потому что это давно стало очень острой проблемой, - заявил Игорь Александрович в интервью корреспонденту BigCaucasus. - МВД Чеченской республики, особенно оперативные подразделения, не просто игнорировали проблему похищения людей. Они очень часть препятствовали следственному комитету Чеченской республики осуществлять расследование по такого рода делам".
Каляпин не знает, повлиял ли на прокурора июльский доклад в Грозном, но он хорошо осведомлен о том, что "многие прокурорские работники так же, как и многие работники следственного комитета, были возмущены этой ситуацией". "Я знаю, что об этом писались рапорта руководству и Генеральной прокураторы, и Следственного комитета", - говорит правозащитник.
Будет ли иметь последствия представление Генпрокуратуры в адрес Алханова? По мнению Игоря Каляпина, это зависит от того, поддержат ли прокурора на самом высшем уровне. "Если это представление ничем не сопровождается, то само по себе оно ситуацию в Чеченской республике не изменит, потому что она управляется несколько иначе, чем другие регионы и чем это предусмотрено Конституцией. Если параллельно с этим прокурорским представлением будет дана команда руководителю этого региона, и будет сказано: "Ты не думай, что это просто бумажка, есть политическая воля, принято политическое решение наводить у вас наконец-то порядок. Боритесь вы с терроризмом? Замечательно, боритесь, но только законными методами. Не надо под видом борьбы с терроризмом сводить личные счеты, похищать людей". Если это будет сказано руководителю региона тем человеком, который может ему команды отдавать, то ситуация изменится. Если этого не будет, то эффекта это не вызовет никакого", - объяснил свою точку зрения правозащитник.