Сегодня рано утром в Дербенте в собственной машине были убиты три человека: имам квартальной мечети Каримулла Ибрагимов, его 82-летний отец и 50-летний брат. Их расстреляли по дороге на утреннюю молитву, после чего преступники скрылись на своей машине в неизвестном направлении. Следствие утверждает, что причиной убийства могла стать профессиональная деятельность Ибрагимова. Беседовавшие с корреспондентом GTimes эксперты говорят, что причина гораздо глубже, чем банальная месть ваххабитов "из леса".
Каримулла-хаджи Ибрагимов - суфий, представитель вирда шейха Сиражутдина Хурикского, религиозного лидера Южного Дагестана. По всем аспектам своей деятельности имам Каримулла советовался с шейхом Сиражутдином. Когда год назад шейха расстреляли на пороге собственного дома, община Каримуллы-хаджи пребывала в глубоком трауре. Теперь суфийской общине квартальной мечети Дербента пришлось оплакивать новую утрату - убийство самого Ибрагимова и его родственников.
Основная версия следствия - Каримуллу Ибрагимова убили из-за его просветительской деятельности. Родственники и близкие погибшего сегодня сказали, что имаму квартальной мечети Дербента неоднократно угрожали. При этом в самой мечети говорят, что убитый старался не вступать ни с кем в конфликты, и тем паче не занимался пропагандой против кого-либо. Таков был и его характер, и специфика мечети, где он пробыл имамом долгие годы.
Особенность Южного Дагестана такова, что все направления ислама там равноправны. В квартальной мечети Дербента последователи тарикатов молились вместе с шиитами и салафитами. Прихожане мечети вспоминают, что Каримулла-хаджи умело гасил конфликты, нередко возникавшие в мечети. Например, салафиты и суфисты спорили о том, сколько раз нужно совершать ракат, кто будет предстоять на молитве и так далее. Шииты, в основном азербайджанцы, также периодически проявляли недовольство. Но все споры стихали после слов Каримуллы-хаджи.
"Для дагестанских суфиев имам Каримулла-хаджи был духовным наставником и просветителем, - сказал GTimes Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа. - Но его просветительская деятельность не перерастала в пропаганду. Период пропаганды против радикалов в Дагестане пройден. И салафиты, и те же сунниты начинают более-менее уживаться в одном социуме", - говорит эксперт.
По его словам, причину убийства дербентского имама, как и других дагестанских религиозных деятелей, следует искать в другом. Нынешний Южный Дагестан - это эпицентр салафитизации республики и мертвая зона деятельности госструктур РФ, говорит Гереев. "Государство здесь упустило важные стратегические моменты, и тем самым еще больше усугубились хаос и неподконтрольность религиозной жизни республики. Выезд дагестанцев в зарубежные исламские учебные заведения и их устройство по возвращении в Дагестан никем не контролируются. А за рубежом наша молодежь, как правило, попадает в объятья деструктивных исламистских организаций, а вернувшись домой, выполняет ту работу, которую поручили за границей. Цель этой работы - паралич традиционных исламских институтов республики и внедрение деструктивных исламистских течений. Основные рычаги управления этим процессом сконцентрированы в Южном Дагестане", - говорит Руслан Гереев.