Префектура ЗАО Москвы решила снести Матвеевский рынок, где в минувшие выходные был избит полицейский. В СМИ распространилась информация, что одним из совладельцев рынка является Леонид Каноков, родственник главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. В соцсетях тут же вспомнили, что в начале июля был закрыт крупнейший строительный рынок Московского региона - "Синдика", расположенный 65 километре МКАД. Его владельцем является руководитель КБР. Если прибавить, что на днях Счетная палата РФ выявила в КБР финансовые нарушения на 5,4 млрд рублей, то можно усмотреть в этих событиях определенную последовательность. Насколько уверено чувствует себя в своем кресле Арсен Каноков? Можно ли рассматривать указанные факты, как сигнал "сверху" главе республики? С этими вопросами обозреватель BigCaucasus обратился к известному черкесскому общественнику из Нальчика Аслану Бешто.
Сегодня с утра такой вал информационный... Чересчур, на мой взгляд, концентрированный, - отмечает Аслан Бешто. - Взять хотя бы ситуацию с "Синдикой" - вообще-то есть постановление мэрии Москвы о закрытии всех некрытых рынков. Так что, если говорить о сносе Матвеевского рынка, здесь не более чем совпадение. По моему опыту, облавы на рынках случаются приблизительно каждые полтора-два месяца. И это продолжается уже лет пятнадцать. Не думаю, что здесь уместно говорить о сигнале для Канокова. Скорее, эти события можно расценивать как свидетельство передела собственности в Москве. Каноков чувствует себя в республике очень уверено. И никаких поводов для волнений у него вроде бы нет. Тем более что его главный оппонент, Валерий Карданов, по некоторой информации, объявлен в федеральный розыск.
Но рынки в Москве и Подмосковье - это огромные деньги. Канокову как-то компенсируют потери? Или это все же предупреждение: мол, глава региона должен жить скромнее?
Я далек от мысли, что это какое-то предупреждение. Скорее, это попытка заставить поделиться с новой администрацией. Каноков становился на ноги, укреплял свое положение при Лужкове. Пришел Собянин - в эпоху митингов, различных волнений - у него не было спокойного периода, как у Лужкова, чтобы укрепить свое положение на местах. Возможно, он занялся этим сейчас. Начались перестановки, перетасовки... Чиновники из администрации мэрии пользуются моментом, чтобы, как я уже говорил, заставить поделиться или же просто выжить конкурента.
Замечания Счетной палаты - это тоже штатная ситуация?
Да, я думаю, что это, так сказать, плановые замечания. Для такого тяжеловеса, как Каноков, не очень сложно будет устранить все выявленные нарушения. Понимаете, для Москвы национальные республики превратились в своего рода прачечные. Лоббируя выделение денег регионам, федеральные чиновники получают откаты, которые в некоторых случаях доходят до 40-50 процентов от выделенных сумм. На местах эти недостачи нужно как-то гасить, и региональным администрациям приходится выворачиваться наизнанку. Поэтому они не всегда оказываются готовы к проверкам Счетной палаты. Но, в целом, ситуация рабочая.
Недавно Каноков предупредил членов правительства, что он будет жестче проводить свою политику - дескать, не обижайтесь. В свете событий в Дагестане - я имею в виду увольнения-назначения - не кажется ли вам, что наметилась некая тенденция перекладывать ответственность на кабинет министров и при помощи громких отставок создавать видимость работы?
Здесь надо понимать, что практически все структуры в регионах - федеральные: МВД, ФСБ, пенсионный фонд, налоговая служба, казначейство и так далее. На эти структуры ни Каноков, ни Абдулатипов воздействовать не могут. При этом правительство КБР обязано работать в тесном сотрудничестве с федеральными органами. В этих условиях Каноков не может самостоятельно решать кадровые вопросы. Практически по всем кандидатурам ему необходимо консультироваться с центром. В руках у главы республики, по сути, не осталось рычагов управления. Сегодня мы возвращаемся к Канокову пятилетней давности, когда он в течение года практически умолял федеральный центр переподчинить его МВД - по образцу Чечни - для того, чтобы справиться с экстремизмом. В Кремле его не услышали. Но до тех пор, пока в регионе сохраняется двувластие, требовать от Канокова кардинальных решений, по меньшей мере, лукавство. Основная проблема заключается в устройстве федеральной структуры власти. Так что кадровые перестановки здесь не помогут - их все равно придется согласовывать с центром.