ООН опубликовала доклад о ситуации в Ливии. По данным международной организации, после свержения режима Муаммара Каддафи жертвами пыток в тюрьмах этой страны стали не менее 27 человек. Исправительные заведения фактически контролируются вооруженными группировками, не подчиняющимися правительству, а последнее бессильно остановить беззаконие. На самом деле ситуация гораздо хуже и будет лишь усугубляться в дальнейшем, уверяют эксперты.
В совместном докладе миссии ООН по поддержке в Ливии и офиса Верховного комиссара ООН по правам человека, посвященном пыткам в Ливии, отмечается, что жестокое обращение с задержанными широко распространены в местных тюрьмах, несмотря на стремление руководства страны наладить функционирование пенитенциарной системы. Так, с конца 2011 года не менее 27 человек погибли в тюрьмах Ливии от травм, нанесенных во время пыток, свидетельствуют авторы доклада.
Причиной столь плачевного состояния пенитенциарной системы Ливии они называют тот факт, что многие тюрьмы в действительности управляются не правительством, а вооруженными группировками, оставшимися после гражданской войны. Правительство пытается установить контроль над этими группировками, но проблема непрофессионального обращения с заключенными остается. При этом при передаче тюрем в ведение стражей порядка происходит резкое улучшение качества содержания задержанных.
В настоящее время в тюрьмах Ливии находится около 8 тысяч человек, которых арестовали во время конфликта 2011 года. При этом в отношении большинства из них до сих пор даже не начаты расследования.
"В Ливии произошло то, о чем предупреждали большинство экспертов: страна постепенно погружается в хаос, чем дальше, тем глубже, — заявил порталу "Правда.Ру" эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — Официальные власти, структуры, которые выбирались путем всенародного голосования: правительство, премьер-министр, существуют чисто номинально. В стране, где существует 120 только крупных племен, не считая средних и мелких, говорить о легитимности каких-то выборных процедур очень сложно. Страна фактически развалилась на ряд анклавов, которые контролируются племенами. Ситуация вокруг старшего сына бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи, Сейф аль-Ислама, как нельзя лучше свидетельствует в пользу именно этого. Как ни пытались международные структуры добиться, чтобы племя мисурата выдало Сейф аль-Ислама для международного суда, так ничего и не получилось в конечном итоге. Племя мисурата считает сына Каддафи своим трофеем и никому его не отдаст. И государственные структуры Ливии никак не могут повлиять на племя".
По словам Демиденко, цифры официальной статистики относительно жертв репрессий по этническим и религиозным признакам "очень и очень занижены". "Это то, что называется, попало в поле зрения международных наблюдателей. На самом деле цифры гораздо более впечатляющие, потому что страна погружается в хаос. И это хаос настолько глубокий, что даже европейские нефтегазовые концерны, которые рассчитывали поживиться на переделе ливийского рынка, сейчас находятся в ступоре — они не могут начать осваивать ливийский рынок", — говорит эксперт.
Какие перспективы ждут Ливию? Демиденко убежден, что самые печальные. "Джамахерийская система, которая была создана Каддафи после 1969 года, наиболее органично соответствовала этноконфессиональной ситуации в стране. В мега-парламенте — во Всеобщем народном конгрессе было до 2 тысяч депутатов, это были представители всех крупных племен. Вожди получали ренту от продажи углеводородов. Каддафи был верховный вождь и отец, который возвышался над всем этим конгломератом и только урегулировал споры между племенами. Система работала, — подчеркнул эксперт. — Те структуры, которые сейчас пытаются насадить по общемировым лекалам, в условиях Ливии пока, к сожалению, не работают, потому что племенной фактор себя не изжил. По стране был нанесен удар именно в тот момент, когда племенная структура начала рассасываться, эволюционировать. Но сейчас все вернули на круги своя, и Ливия снова погрузилась в банальное средневековье, из которого навряд ли выберется".
Схожего мнения придерживается и посол РФ в Триполи Вениамин Попов. По его словам, сегодня Ливия "переживает длительный процесс полураспада". "Этот период будет продолжаться до тех пор, пока не появится харизматическая сила, которая сможет восстановить единство страны, — заявил эксперт газете "Коммерсантъ". — Единственное, что объединяло Ливию, — режим Каддафи. А сейчас на фоне слабости центральной власти резко активизировались племена". При этом Попов убежден: "Окончательно Ливия все равно не распадется и продолжит существовать как единое государство".