Что касается Турции, то формально Анкара остается союзником Баку. Но дело в том, что Турция отошла от Израиля, а Азербайджан, наоборот, укрепляет связи с Израилем. При этом Анкара и Баку сохраняют видимость хороших отношений, формально сохраняется старая схема «два государства - один народ». Но чтобы эта формальность стала фактом, Баку должен незамедлительно порвать все связи с Израилем, прекратить преследования мусульман на своей территории. Сейчас власти Азербайджана вовсю громят и преследуют мусульманское движение, что вызывает протесты многих мусульманских стран. В первую очередь, Ирана. Чтобы стать настоящим партнером мусульманского правительства Эрдогана, Баку должен незамедлительно прекратить преследование и травлю своих мусульман. Но в этом случае Баку следует ожидать резкой негативной реакции Запада. Запад может серьезно наказать Азербайджан за резкий разрыв с Израилем и с западными странами. Будут наложены санкции на экспорт азербайджанской нефти, которую Запад может легко заменить. Сама по себе доля азербайджанской нефти не идет ни в какое сравнение с саудовским сегментом.
- А не имелась ли в виду идея пакистанско-азербайджанского военного блока, озвученная в феврале в Баку?
- Такой союз - очень экзотическая идея. Пакистан дал согласие Ирану на проведение иранского нефтегазопровода через свою территорию в Китай. При условии, что Исламабад будет бенефициаром этой сделки. Уже давно существуют прочные связи между Пакистаном и Ираном, которые представляют для Пакистана более значимый интерес, чем союз с Баку. Между Ираном и Пакистаном существует интенсивный научный и промышленный обмен, в том числе и по созданию новых военных разработок. Естественно, эти связи проходят при мощной научной поддержке Китая. На этом фоне Азербайджан, который до последнего времени занимал антииранскую позицию - вообще не игрок. Тем более у него нет территориального выхода на Пакистан. Кроме того, слышать о «союзе мусульманских стран» от Баку - экзотично, так как политика Баку до последнего времени проходила в прозападном либеральном курсе. Правда, в последнее время появились какие-то отрывочные сигналы о внезапно возникшем интересе Азербайджана к исламскому полю.
Читайте также Мусульманские страны готовятся к войне?
- В чем выразился этот интерес?
- Не так давно в Баку был проведен съезд представителей аналитических центров стран Организации исламского сотрудничества. Главные аналитики этих стран обсуждали в Баку перспективы так называемого «Большого Ближнего Востока». Как VIP-персона, там присутствовал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад, но основной голос подавала Иордания и арабские монархии Персидского залива. В любом случае геостратегический выбор этих ведущих аналитиков был прозападным, с ориентацией на Лондон. Не случайно, что съезд прошел именно в прозападном Азербайджане. Страны Залива - это «английская» партия арабского мира. Но от этого съезда до какого-нибудь союза или блока - световые годы пути. Азербайджанская позиция на Кавказе удобна как позиция некоего стратегического центра в Каспийском регионе. Эта позиция имеет и плюсы, и минусы. Азербайджан зажат между Россией, Ираном и Турцией, а сбоку блокирован Арменией и Грузией. В этой ситуации настоящим союзником и партнером Азербайджана может быть только Турция. Благодаря Турции Азербайджан получает выход в большой мир. Запад и Израиль смотрят на Азербайджан холодным взглядом и никогда не станут решать азербайджанские проблемы. Россия рассматривает Азербайджан как потенциальный гвоздь в определенном месте. Этот гвоздь - вечный противник Армении, которую Россия считает своим стратегическим партнером. Я считаю, что Россия в этом плане ошибается.