НАТО планирует использовать территорию Азербайджана при выводе войск из Афганистана после завершения миссии Международных сил содействия безопасности (МССБ) в 2014 году. О начале соответствующих переговоров 5 февраля заявил офицер-координатор альянса по Южному Кавказу Уильям Лахуа. "Большой Кавказ" поинтересовался у экспертов, как отразится передислокация натовских войск на ситуации в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии.
Сразу же после появления новости в российских СМИ начали высказываться опасения, что НАТО может воспользоваться территорией Азербайджана как плацдармом для удара по Ирану. Кроме того, альянс получит выход к Каспийскому морю - то есть расположится в непосредственной близости от Северного Кавказа. Такого рода наброски к возможным сценариям развития событий рисовались на фоне напоминаний о неудачных для России переговоров с Азербайджаном по поводу продления аренды Габалинской станции раннего предупреждения о ракетном нападении.
По словам старшего научного сотрудника Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперта Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрея Арешева, обсуждение вопроса о возможных маршрутах вывода войск НАТО из Афганистана превратилось в "самодовлеющую" тему, "очень интересную в свете дальнейшей экспансии альянса". "По крайней мере частично, вывод войск будет осуществляться на территорию Центральной Азии: в Киргизию, Таджикистан, возможно, Узбекистан, Казахстан и другие государства. Это очень специфичный вывод войск, похожий на ползучее распространение влияния НАТО, - с попутным созданием инфраструктуры в кавказско-среднеазиатском регионе. В этой связи упоминание Азербайджана весьма интересно, но в то же время достаточно предсказуемо", - отмечает политолог в интервью корреспонденту "Большого Кавказа".
"В ряде источников, - продолжает эксперт, - не только российских, уже упоминалось о том, что де-факто подразделения войск НАТО так или иначе присутствуют на территории Азербайджана и Грузии. Все мы помним, как несколько лет назад создавалась организация так называемых Каспийских стражей - военизированная охрана трубопроводов, проложенных между Азербайджаном и Турцией. Эта тема тогда тоже рассматривалась в контексте увеличения присутствия НАТО на Южном Кавказе".
С точки зрения Арешева, заявленные инициативы направлены на легализацию и "институтолизацию" уже идущих процессов, которые в дальнейшем обретут формат двухсторонних или многосторонних отношений: "либо непосредственно Баку с Брюсселем, либо с отдельными странами, членами альянса".
Политолог убежден, что НАТО не будет развязывать вооруженный конфликт с Ираном, так как "последствия гипотетического нападения будут губительными и для региона, и для интересов Запада на Кавказе и в Центральной Азии". "Но это не отрицает того, что территории определенных государств, не только Азербайджана, будут использоваться в качестве тыловых баз или этаких центров влияния на сопредельные иранские территории, - добавляет Арешев. - И в этой связи то военное и политическое присутствие США и их ближневосточных союзников, которое нарастает в последнее время в Азербайджане в частности и на Южном Кавказе в целом, вполне объяснимо".
"Мне кажется, эти процессы, мягко говоря, не способствуют мирному и стабильному развитию ситуации на Южном Кавказе, решению региональных конфликтов, в том числе Карабахского, - говорит эксперт. - Всякого рода военные приготовления и передислокации лишь провоцируют гонку вооружений, что в поле не урегулированных конфликтов само по себе чревато. В условиях недоверия сторон тех или иных конфликтов дезавуируются все усилия, принимаемые в рамках той же Минской группы ОБСЕ. Политика стран Запада - назовем вещи своими именами - приводит к милитаризации региона и увеличению военной напряженности. Конечно, граничащий с Азербайджаном и Нагорным Карабахом, Иран кровно заинтересован в стабильности своих северных границ, поэтому не может оставаться в стороне от происходящего и вынужден будет предпринимать какие-то адекватные действия".
В свою очередь шеф-редактор московского бюро издания Salam News Роман Агаев в интервью корреспонденту "Большого Кавказа" заявил, что связывать вывод войск из Афганистана и приготовления к военным действиям против Ирана "в корне не верно". По его мнению, такие гипотезы могут строить "антиазербайджанские" либо "проплаченные проармянские" эксперты, которые "чуть ли не в климатических условиях пытаются найти вину Азербайджана".
"Вывод войск НАТО осуществляется по имеющейся между странами договоренности, - поясняет Агаев. - Азербайджан, как, кстати говоря, и Россия, предоставляет воздушные коридоры для переброски сил НАТО в Афганистан. Естественно, когда американские войска будут оттуда выводить, то, по международным договоренностям, Азербайджан предоставит им возможность транзита через свою территорию".
Комментируя негативный сценарий, связанный с Ираном, Агаев советует экспертам прочитать заявления высшего руководства Азербайджана. С его слов, президент страны, министр иностранных дел и другие высокопоставленные лица неоднократно заявляли о том, что территория Азербайджана никогда и ни при каких обстоятельствах не будет использована для чьих-то агрессивных планов касательно соседей.
"Азербайджан - самодостаточное государство, - подчеркивает журналист. - У нас с НАТО, как и с другими международными структурами, развиваются ровные взаимовыгодные взаимоотношения. Войска альянса, когда покинут Афганистан, пройдут много стран. Полагать, что они случайно застрянут в Азербайджане, чтобы впоследствии ударить по Ирану, - нет, этого не будет. Такой вариант даже не следует рассматривать. Наше руководство четко высказало свою позицию, а все остальное - это, скорее, технические вопросы, в которых не стоит искать политику".
"Что касается растущего влияния НАТО на процессы, происходящие на Южном Кавказе, напомню, что Азербайджан наряду с Арменией и Грузией участвует в программе альянса "Партнерство ради мира", - обращает внимание Агаев. - Россия тоже сотрудничает с НАТО. Причем по специальной программе "Россия - НАТО". Поэтому здесь взаимодействие многостороннее. Возможно, в большей степени проявлена евроатлантическая интеграция у Грузии, но никак не у Азербайджана".