
В минувшие выходные в Гяндже и Ленкорани открылись два дипконсульства Турецкой Республики. Азербайджанский эксперт Фарида Багирова, комментируя это событие, сказала: «Анкара наладила свои отношения с абхазами, осетинами, лезгинами. Сейчас налаживает с талышами. Остались только армяне». Но, судя по всему, турецкие представительства будут заниматься и другими делами. В частности, реализацией больших геополитических проектов.
Статус диппредставительства Турции в Ленкорани - почетное консульство. Согласно международному регламенту, деятельность представительства такого типа ограничена пределами города или округа, в котором расположено консульство. Сам почетный консул де-факто не подчиняется ни генконсулу, ни чрезвычайному и полномочному послу своей страны. Почетный консул не числится в дипкорпусе делегированной страны, не получает жалование от ее внешнеполитического ведомства, а кроме того, сам организовывает и финансирует работу своего представительства.
Из этого следует, что возможности у таких представительств весьма ограниченные, а деятельность сводится к функциям культуры, спорта или общественных связей. Почетное консульство Турции в Ленкорани, по идее, не было исключением из правил. Но среди официальных лиц, открывавших консульство, присутствовал человек, который к культуре или спорту имеет весьма косвенное отношение. А именно - министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев, в прошлом президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).
Имя Натига Алиева аналитики неразрывно связывают с азербайджанским участием в крупнейших транснациональных нефтяных проектах. Но в этом плане министр энергетики играет далеко не первую скрипку. Право «первой партии» в транскаспийской энергетической партитуре принадлежит эксперту из США Ричарду Морнингстару, ставшему в августе этого года послом США в Азербайджане.
До Морнингстара интересы Вашингтона в Азербайджане представлял Мэтью Брайза - специалист Госдепа США по вопросам конфликтов на Южном Кавказе. Сменив в Азербайджане Брайза на Морнингстара, Вашингтон не только поставил на Южном Кавказе «своего» человека, но и определил дальнейшие геополитические шаги на Кавказе и Ближнем Востоке.
«За Морнингстаром тянется длинный хвост конфронтаций США с Ираном. Как известно многим, именно США настаивают на экономическом, а не силовом давлении на Иран, и Морнингстар приложил к этому свою руку. Кроме того, этот человек проталкивал в Конгрессе США так называемый «проект Большого Азербайджана»», - сказал в интервью GTimes политолог-международник Станислав Тарасов.
Энергетическое прошлое посла США определяет его дипломатическое настоящее. В сфере его близких контактов - руководители нефтяной отрасли Азербайджана, политики, специалисты по международным делам. Одним из визави и доверенных лиц Морнингстара является Натиг Алиев, который в минувшую субботу присутствовал при открытии почетного консульства Турции в Ленкорани. Зачем Турции потребовалось открывать там свое консульство?
Ленкоранский район - это прежде всего азербайджанские талыши, которых в республике величают «пятой колонной Ирана». Все действия официального Баку против талышских лидеров носят трендовую для Запада антииранскую окраску. Как известно, Баку в плане Ирана выступает едва ли не самым жестким антагонистом. Однако его союзником по антииранской коалиции оказался Израиль, что не замедлило сказаться на качестве отношений Азербайджана с его другим союзником - Турцией.После того как Израиль осознал свое положение аутсайдера на ближневосточной арене, он переключил основную часть своих сил на Азербайджан, стараясь как можно сильнее «оторвать» Баку от исламистской Турции.
