Цена на бензин в Армении после определенного спада довольно быстрыми темпами восстановила позиции и даже превысила докризисный уровень. В настоящий момент цена на бензин, в зависимости от марки, варьируется от 480 до 510 драмов за литр (порядка $ 1,3). При этом в соседнем Иране литр бензина стоит всего 50 центов. У населения возникает резонный вопрос: почему нельзя закупать бензин в соседнем государстве? На этот вопрос корреспонденту «Большого Кавказа» отвечали эксперты.
Как простые граждане страны, так и эксперты недовольны тем, как в Армении осуществляется ценообразование на нефтепродукты. "Это довольно сложный для армянских импортеров процесс, и здесь очень вяло действуют рыночные механизмы. Когда произошел резкий спад мировых цен на нефть, в Армении цена на горючее снижалась очень медленно. Это импортеры объяснили тем, что нужно продать накопившиеся запасы, которые были закуплены по высокой цене. Однако те же импортеры довольно оперативно среагировали на исправление цен на горючее на мировом рынке и ускоренными темпами подняли их (цены) и в Армении, несмотря на существующие запасы, закупленные по низким ценам", - отмечают эксперты.
Простые же граждане республики, которые владеют автомобилями, указывают на то, что цена на топливо в Армении может быть как минимум два раза ниже, если импортировать нефтепродукты из соседнего Ирана, где бензин стоит порядка 50 центов. "Для заправки собственного автомобиля часто езжу в Иран. Нельзя ли ввозить бензин из Ирана в Армению, чтобы мы не тратили здесь сумасшедшие деньги и не думали о переходе на газ?" - заявил корреспонденту "Большого Кавказа" житель граничащего с Ираном армянского региона Сюник Армен Тигранян. По его словам, в Сюнике, ввиду его географической близости Ирану, можно встретить немало людей, которые на своем автомобиле едут в ИРИ и "заправляются там".
Проблема в Иране и в санкциях
Возможности импорта горючего из Ирана не существует, поскольку, будучи нефтяной державой, Иран не может обеспечить даже свои внутренние потребности в бензине. Об этом в беседе с "Большим Кавказом" заявил экс-глава Центробанка Армении, экономист Баграт Асатрян. "С 1990 года между Арменией и Ираном разрабатывались различные проекты по строительству нефтеперерабатывающего комбината, в том числе на базе химического завода "Наирит", однако они так и не были притворены в жизнь", - подчеркнул эксперт, добавив, что причины спуска указанных проектов на тормозах были политическими, связанными с санкциями Запада против Тегерана.
Вначале 1990-х гг. строгих санкций в отношении Ирана, конечно, не было, однако существовали политические позиции, нежелание каким-либо образом содействовать реализации этому проекту, что сыграло решающую роль, заметил Асатрян. Среди причин было и нежелание того, чтобы Армения попала под влияние Ирана, что существенно подняло бы роль Тегерана в регионе Южного Кавказа. "Из Ирана мы импортируем только газ, однако это, по большому счету, не дает Армении ничего, поскольку контроль над трубой осуществляет "АрмРосгазпром", - резюмировал Баграт Асатрян.
"Иран - экспортер нефти, а не бензина. ИРИ своими ресурсами еле обеспечивает 50 % внутренней потребности бензина, а остальную часть импортирует из Индии", - уточнил в беседе с корреспондентом "Большого Кавказа" заместитель председателя научно-образовательного фонда "Нораванк", эксперт по вопросам энергетики Севак Саруханян. Низкие цены на бензин в Иране, как пояснил эксперт, объясняются гигантскими субсидиями правительства ИРИ. "Фактически Иран закупает дорогой бензин, а за счет субсидий продает топливо своим гражданам по очень низким ценам. Здесь говорить о возможности импорта дешевого бензина из Ирана вряд ли приходится", - добавил он.
В скором времени и в Иране ожидается постепенный рост цен на бензин, поскольку руководство страны из-за финансовых проблем снижает уровень субсидий. Примечательно, что еще в 2010 году Иран тратил около $ 60 млрд на субсидирование цен на топливо.
Призрачный нефтеперерабатывающий комбинат
Тема строительства пограничного нефтеперерабатывающего комбината на территории Армении время от времени начинает активно муссироваться в СМИ, однако, встретив различного рода препятствия на пути реализации, сходит на нет. Очередным этапом активизации темы стали президентские выборы в Армении в 2008 году, после которых новое руководство страны во главе с президентом Сержем Саргсяном заговорило о возможности строительства нефтеперерабатывающего комбината.
В проекте, который требовал больших инвестиций, должны были участвовать три стороны - Армения, Россия и Иран. Наиболее вероятной причиной его заморозки наблюдатели, кроме геополитических причин и санкций Запада против Ирана, отмечают слабую экономическую сторону проекта. "Конечно, могут быть и другие причины, однако основную причину нужно искать в контексте экономической целесообразности проекта в треугольнике Россия-Иран-Армения", - подчеркнул Саруханян. Согласно проекту, иранская нефть должна была перерабатываться на действующем на территории Армении комбинате, после чего ее снова импортировали бы в ИРИ.
В настоящий момент Ереван и Тегеран ведут работы по согласованию позиций относительно возможного строительства нового трубопровода для экспорта нефтепродуктов из Ирана в Армению. Армения, согласно официальным данным за 2011 год, импортировала около 360 тыс. тонн нефтепродуктов (что на 20 тыс. тонны уступает показателям 2010 года), преимущественно из Болгарии. Импортом нефтепродуктов занимаются в основном две компании - "ФЛЕШ" и CPS. Снижение объемов импорта (данные по 2012 году еще не опубликованы) обусловлено массовым переходом владельцев автомобилей в Армении с бензина на газ.
Аршалуйс Мгдесян