Недавно в Стамбуле подверглись нападениям пожилые армянские женщины. Одна из жертв нападения, Марица Кючук, была зверски убита. На ее груди, согласно свидетельствам очевидцев, был высечен крест. Трагические события были квалифицированы турецкими властями как "случайные преступления". Однако армянские эксперты и журналисты узрели здесь контекст дискриминационной политики Турции по отношению к национальным меньшинствам.
Нападению подверглись армянки в возрасте свыше 80 лет. Инциденты произошли в старейшем квартале Стамбула Саматя, где действует довольно большая армянская община. Никто, даже местные армяне, не знает точное количество атак, которые имели место. Армяне, как отмечают наблюдатели, опасаясь акта возмездия, предпочитают умалчивать о нападениях. Атаки сеяли страх и панику среди местного населения. Ситуация усугубляется еще и довольно медлительными действиями правоохранительных органов. Никто из преступников до сих пор не пойман.
По сообщениям турецких СМИ и правозащитных организаций, за довольно короткий период нападениям подверглись сразу несколько пожилых армянок. Гюнюр А. была избита и ограблена 1 ноября 2012 года. В этом же месяце нападении в собственном доме подверглась 87-летняя Туиват А., в ходе инцидента она потеряла один глаз. Была зверски убита Марица Кючук. Следующее нападение было совершено на 80-летнюю Султан Айкар, которая была ранена ножом в собственном доме.
Имена пострадавших женщин вряд ли что-то подскажут простому человеку об их национальной принадлежности. Как объясняет в беседе с корреспондентом "Большого Кавказа" журналистка-исследователь Алин Озинян (родом из Турции), армянские родители в целях безопасности дают детям турецкие имена, чтобы они не отличались в обществе своим армянством. "Часто родители дают турецкие имена или второе турецкое имя, особенно детям мужского пола, учитывая то, что служба в турецкой армии будет главным испытанием в жизни армянских юношей", - утверждает она.На фоне часто поднимающейся в Турции волны национализма, мы, скорее, имеем дело с инстинктом самосохранения, что подталкивает армян к поиску механизма "растворения" в турецком обществе. Демонстрация своей национальной принадлежности не только не поощряется в Турции, но и чревата негативными последствиями. Не зря турецкий историк Танер Акчам, который признает геноцид армян и имеет на эту тему массу публикаций, недавно заявил: "Жить в Турции как армянин - это искусство выживания".
Как утверждает Озинян, это не первая серия нападений на армян в Турции. "В 2008 году, во время первомайских традиционных митингов, в армянских кварталах демонстрировались символы организации "Серые волки", на стенах домов армян были прикреплены разноцветные отличительные знаки. Армянские предприятия получили множественные угрозы в свой адрес. 24 апреля 2011 года (в день памяти жертва геноцида армян) в турецкой армии со стороны своего сослуживца был убит армянский юноша", - напомнила Озинян.
Кроме того, в Турции действуют организации националистического толка, которые угрожают армянским предприятиям, школам, церквям и известным личностям. Бросается в глаза особый антиармянский энтузиазм организации ASIMDER (Ассоциация по борьбе с армянским претензиями), которая распространяет в социальных сетях названия и адреса армянских школ в Стамбуле. Таким образом, эти школы превращаются в потенциальную мишень для нападений.
Череду трагических инцидентов можно продолжать и дальше. В 2007 году, после убийства редактора армяно-турецкой газеты "Акос" Гранта Динка, подверглась нападению армянская церковь св. Аставацацин в Стамбуле. Злоумышленник открыл очередь из автомата во время воскресной службы, и только по счастливой случайности инцидент обошелся без жертв. 26 февраля 2012 года во время митинга в Стамбуле по поводу событий в Ходжалы, в котором принял участие также высокопоставленные должностные лица Турции, были озвучены оскорбительные лозунги в адрес армян.
В целом насилие широко распространено в Турции. Оно пронзило общественную ткань, и его можно наблюдать на всех уровнях общественной жизни. Для этого достаточно открыть турецкие газеты, где целые страницы посвящены криминальной хронике. На это часто ссылаются турецкие официальные лица, утверждая, что нападения являются результатом еще не искорененного в обществе насилия. Как пишет армянский журналист Арис Налчи (родом из Турции), мэр Стамбула и полиция утверждают, что преступления не были совершены на почве ненависти к армянам по очень простой причине. "В противном случае, если эти нападения были совершены на почве национальной ненависти, это означает, что национализм продолжает оставаться на подъеме. Правящей партии "Справедливость и развитие" не удалось решить указанную проблему", - считает Арис.
Тюрколог Артак Шакарян считает, что цепочка нападений преследует цель устрашить и распространить панику среди армянского населения Турции. "Таким образом повышается градус национализма в Турции, подготавливается общественное настроение к 100-летию геноцида", - сказал "Большому Кавказу" Шакарян. Он подозревает, что за этими преступлениями стоят небольшие националистические группы, которые в лице армян нашли для себя "легкую добычу" и пытаются выиграть дивиденды. "Судя по всему, здесь замешена и рука государства, поскольку подобные националистические группировки не могут не контролироваться со стороны спецслужб", - подчеркнул он. Между тем эксперт предупредил, что сейчас в Турции готовится проведение большого митинга по поводу ходжалинских событий. "В это время можно ожидать всплесков антиармянской риторики, угроз и нападений", - считает он.
Наша собеседница Алин Озинян подчеркивает, что последние нападения на армян необходимо рассмотреть не отдельно, а в широком контексте государственной политики Анкары по отношению к национальным меньшинствам. "Просто в разные периоды политика дискриминации проявляется по-разному - от геноцида до угроз расправы и публичных оскорблений", - подытожила наша собеседница.
Аршалуйс Мгдесян