- А дожди у вас тут бывают? - интересуюсь, глядя на огромный купол истово-голубого неба, накрывающего землю от края до края. Я здесь уже неделю, и за все время не видел ни одного облачка.
- Бывают. Как начнутся, так только берегись. В декабре ливанут, до февраля не прекратятся. Но ты приехал в лучшее время, в Ираке приятно в марте-апреле и в сентябре-ноябре. Летом здесь чистое пекло, больше +50. А зимой - дожди и очень промозгло. Бывает, что до нуля градусов, - пытается он поразить мое воображение. Нашел, чем удивлять русского.
Читайте также: Потерянный рай: добро пожаловать в Ирак
По пути попадается стадо коров. Оно немедленно навевает библейские ассоциации - уж до того коровы тощие, как только на ногах стоят. Просто прообраз голодных годов из видений фараона, растолкованных Иосифом Прекрасным. Судя по тому, что в ресторанах Ирака нет ни говядины, ни молока, разводят коров здесь исключительно из жалости.
- В Дохуке не опасно? - интересуюсь я.
- Как сказать, - флегматично отвечает шофер. - Давно ничего не было. Зато когда случилось последний раз - несколько лет назад на езидской свадьбе подорвали машину со взрывчаткой - погибло больше тысячи человек.
Даже удивительно, как в таком недружелюбном окружении мусульман сохранилась маленькая община, живущая вокруг единственного езидского храма. Тем более что присоединиться к езидам нельзя: они живут очень замкнуто.
- По нашим законам, девушки-езидки должны выходить замуж за своих, так же, как мужчины-езиды должны жениться только на езидках, - поясняет мой собеседник. - Если девушка уходит замуж за чужака - ее могут проклясть. А если мужчина женится на чужачке, то его дети никогда не будут езидами. Это не та религия, которую можно принять. В ней можно только родиться.
Вдалеке показывается Дохук. Пейзаж вокруг разительно меняется - бесконечная пустыня вдруг превращается в высокие, поросшие деревьями холмы. Неожиданная зелень напоминает про то, что раньше тут действительно был сад. Прямая, как стрела, дорога начинает извиваться змеей, петляя между холмами, серпантином взбираясь вверх.
Над крышами домов Дохука - небольшая граненая пирамидка, венчающаяся шаром. Это - символ солнца и его лучей. Езиды поклоняются солнцу, но не как божеству, а как лучшему из творений Всевышнего - тому, что дает тепло и жизнь.
Еще несколько минут - и поворот к обители, к езидскому храму и двум священным источникам. Нас встречают у ворот.
- Добро пожаловать, - улыбается священнослужитель, высокий, худой, в белоснежных одеяниях.
- Спас*, - отвечаю я, выходя из машины.
*по-курдски "Спасибо"