Война в Сирии уже затронула российский Северный Кавказ: приехали сирийские беженцы, на фронт против правительства алавитов едут здешние кавказские мусульмане. Но все может оказаться трагичнее, если США разгромят Сирию и примутся за Иран. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в таком случае прогнозирует миграцию боевиков на Южный Кавказ и массовое бегство тамошних жителей в Россию. Пора ли нам строить палаточные городки?
Прямолинейный Владимир Жириновский, недавно пригрозивший оккупацией странам Балтии за их поддержку политики США против сирийского правительства, прогнозирует массовую миграцию беженцев с Южного Кавказа на Северный. В ходе обсуждения проекта заявления Госдумы РФ по Сирии он заявил, что конфликт прекратится, как только будет разгромлен соседний Иран, которого боятся израильтяне. "Со свержением Ирана Израиль успокоится, но мы получим всех боевиков, которых выгонят из Ливии, из Египта, из Ливана, из Ирака", - полагает лидер ЛДПР. "Они нам раздолбают весь Южный Кавказ - Азербайджан, Армению, Грузию. И этновыброс произойдет на Северный Кавказ", - цитирует политика ИА Regnum.
По мнению Жириновского, России придется стоить палаточные лагеря, чтобы беженцы "не смяли всю европейскую часть - это миллионы будут, из Сирии уже ушло два миллиона, из Ирана уйдут 20 миллионов, иранские азербайджанцы уйдут на север, спасаясь от этой войны, а на севере Баку, который не выстоит".
По данным ООН, число сирийских беженцев уже достигло двух миллионов человек. Поток увеличился после заявлений президента США Барака Обамы о том, что после химической атаки он готов начать военную операцию в Сирии без санкции Совбеза ООН. Сегодня планировалось голосование в американском Конгрессе, которое должно было поддержать позицию президента. Однако накануне Россия предложила взять химическое оружие Башара Асада под международный контроль, и сирийское правительство согласилось. В связи с этим Барак Обама попросил перенести голосование в Конгрессе.
Сколько сирийских беженцев в России на данный момент, посчитать трудно, поскольку никому из сирийцев такой статус официально не предоставлялся. Кавказовед Владислав Гулевич писал о желании вернуться на историческую родину 100-150 тысяч сирийских черкесов, 6 тыс. сирийских чеченцев, 700 сирийских осетин и дагестанцев, однако Россия не может единовременно интегрировать в общество столько ближневосточных репатриантов. Член Общественной палаты Дагестана Магомед Абдулхабиров заявлял о трех тысячах сирийских черкесов, принятых Адыгеей и Кабардино-Балкарией. Другие субъекты федерации еще менее активны в вопросе оказания помощи сирийцам. Сотрудники ФМС на местах требуют с них взятки и выдворяют в случае, если визы просрочены, несмотря на то, что официальная позиция ведомства уже смягчилась и сирийцам разрешено предоставлять временное убежище.
В любом случае, те, кто уже нашел приют в России - это капля в потоке беженцев, который, согласно прогнозу Жириновского, хлынет на Северный Кавказ в случае разгрома Сирии и начала войны в Иране.
С такой оценкой последствий удара по Сирии, однако, не согласен эксперт Института изучения Кавказа, татаристики и Туркестана (Берлин/Магдебург) Рамазан Алпаут. "Не думаю, что масштабы будут столь громадными, как описывает Владимир Вольфович, - заявил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus. - По логике вещей, подобный сценарий негативно отразится, прежде всего, на Азербайджане, но почему тогда Азербайджан не спешит бить тревогу? Полагаю, имея президента-дипломата Азербайджан взвешивает все плюсы и минусы".
Более того, Алпаут считает, что затягивание вооруженной конфронтации в Сирии плохо сказывается на Северном Кавказе и противоречит интересам России. "Мы получим целые отряды северокавказцев, которые поедут туда поддержать оппозицию в борьбе с режимом Асада, - полагает он. - Среди северокавказской молодежи антиасадовские настроения, кажется, возрастают. По крайней мере, если судить по активности в социальных сетях, здесь все однозначно. Огромную роль играет активная антишиитская пропаганда и набирающее рост правозащитное сознание. На мой взгляд, России невыгодно затягивание военного конфликта в Сирии еще и потому, что это отвлекает мировое сообщество от иранской ядерной программы. Иран может использовать это время для наращивания своей ядерной программы, что противоречит российским интересам".
По словам Алпаута, Тегеран, поддерживая Асада, действует в своих интересах, и России "важно не стать заложником многогранной политики Ирана".
А вот президент АНО "Центр общественно-политических исследований" Алексей Махлай полагает, что Россия должна противостоять тому решению сирийского вопроса, который предлагает США. Удар по объектам, где хранится химическое оружие, может стать настоящей катастрофой, не в пример той инсценировке химатаки, которую устроили боевики. "И кто выступил против того, чтобы, как предложила Россия, взять химоружие под международный контроль? Боевики ведь выступили против. Их это не устраивает, потому что нечем будет делать следующие инсценировки", - отметил эксперт в комментарии BigCaucasus.
"Руководство Ирана уже заявляло, что если будут широкомасштабные военные действия в Сирии, то они пожалеют об этом. Потом иранцы угрожали, что сотрут с лица Земли Израиль. Так что, безусловно, проблема беженцев возникнет, - согласился эксперт с Жириновским. - Беженцы, а их много на территории Турции, не будут сидеть на месте. Они пойдут и в Иран, и в Азербайджан". При этом часть боевиков постарается прорваться на Северный Кавказ, тем более, что воюющие против Асада исламисты из разных стран уже принимали участие в чеченских войнах на стороне сепаратистов. "Нам это никак не надо, потому что мы в преддверии Олимпийских игр, и нам нужно спокойствие на Северном Кавказе", - подчеркнул Алексей Махлай.