Соглашения о беспошлинной торговле России с Абхазией и Южной Осетией были подписаны еще в прошлом году, но только сейчас Госдума России его ратифицировала. Некоторые эксперты полагают, что таким образом двум республикам компенсировали несостоявшееся присоединение к Таможенному союзу. В любом случае, эти новые таможенные отношения ведут к более тесной интеграции в общее экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, а также дают толчок к развитию сельского хозяйства и промышленности двух молодых государств Южного Кавказа.
Южная Осетия и Абхазия долго ждали ратификации Госдумой России межправительственных соглашений о режиме торговли. Цхинвал дал на него добро еще в марте 2012 года, Сухум — в мае того же года. Прошло более полутора лет, прежде чем документ попал на утверждение российским парламентариям.
Соглашения устанавливают беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров, за исключением некоторых позиций, таких как сахар, спирт и табачные изделия. Налоги будут взиматься и на бензин и дизельное топливо, но только сверх оговоренного объема. Для Абхазии это 35 тысяч тонн в год, а для Южной Осетии — 50 тысяч тонн. Таким образом, Россия ограждает республики от желания производить реэкспорт ГСМ.
Республики при вступлении этого соглашения в силу потеряют часть поступлений в бюджет от импорта товаров из России, однако одновременно их собственные производители получат возможность более выгодного экспорта местной продукции на обширный российский рынок.
До сих пор торговля между Россией и этими республиками была не регламентирована. Сначала они считались странами СНГ и на них распространялись таможенные нормы Содружества. А после признания независимости они оказались просто странами зарубежья. Торговлю с ними регулировали договоры между ведомствами разных стран.
В Сухуме за несколько дней до ратификации соглашения Госдумой России депутаты и правительство, обсуждая в очередной раз документ, пришли к выводу, что он станет мощным стимулом для развития экономики.
В Южной Осетии уже после ратификации все комментаторы сходились на том, что соглашение выгодно, однако для извлечения выгоды и самой республике придется поднапрячься. Как заявил ИА "Рес" премьер-министр Ростик Хугаев, на Южную Осетию оно возлагает большую ответственность. "Предприниматели должны будут жестко соблюдать все нормы международного торгового права. Они также должны производить высококачественный товар, который бы был интересен российскому покупателю. А руководство Республики обязано сделать все для поддержки наших предпринимателей", — отметил он.
Государственный советник президента Южной Осетии Сослан Джуссоев отметил, что таможенные пошлины "и так были не очень велики", поэтому резкого снижения цен на товары в республике ждать не стоит. Кроме того, он заявил, что ускорить ратификацию документа российским парламентом удалось благодаря переговорам с помощником президента России Владиславом Сурковым, недавно посещавшим республику.
В свою очередь, зампредседателя парламентского комитета по бюджету и налогам Вадим Цховребов заверил, что соглашение привлечет в республику российские инвестиции, и уже в следующем году будет создан ряд новых перерабатывающих производств. "Наши предприниматели, фермеры беспрепятственно и без дополнительных затрат будут пересекать российскую границу и провозить свой товар. При этом останется, конечно, платить налог на добавленную стоимость, но это не такие значительные суммы и не влияют на себестоимость товара".
Впрочем, по мнению южноосетинского общественного деятеля Тимура Цхурбати, "отмена пошлин на сегодняшний день, скорее, акт доброй воли, направленный в будущее, нежели реальный экономический шаг". "Сегодня РЮО в промышленных масштабах может поставлять только минеральную воду. Пошлины на неё, насколько я знаю, сохранились", — пояснил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
Что касается отмены Россией вывозных пошлин на бензин, то эта мера позволит приблизить южноосетинские цены на ГСМ к российским.
Российский бюджет особо не пострадает от обнуления пошлин, особенно на фоне объемов безвозмездной помощи Абхазии и Южной Осетии. А с политической точки зрения, Россия от этого даже выиграет. Как отметил в комментарии корреспонденту BigCaucasus эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Андрей Арешев, Москва заинтересована в процветании признанных ею стран.
"Одним из важных препятствий на пути к их экономическому развитию являлись несбалансированные таможенные пошлины, которые препятствовали экспорту продукции сельского хозяйства Абхазии и Южной Осетии на российские рынки, — пояснил он. — Теперь многие препоны, которые искусственно создавались вот таким неадекватным таможенным регулированием, будут решены. И республика Южная Осетия, и Абхазия будут наиболее эффективным образом включены, в том числе, и в формируемое единое таможенное пространство в рамках Таможенного союза России — Белоруссии и Казахстана. Это расширит рынки сбыта сельхозпродукции и вообще продукции отраслей промышленности двух кавказских республик. Там производств немного, но они есть. И даст стимул развитию производств на территории Абхазии и Южной Осетии, что для них очень важно. Это новые рабочие места, преодоление проблемы безработицы, это дальнейшие инвестиции. Мне думается, что это шаг в правильном направлении. Возможно, его следовало бы сделать раньше, но, во всяком случае, это позитивный задел".
Ранее в интервью "Эху Кавказа" руководитель Центра политической информации Алексей Мухин предположил, что эти соглашения были запасным вариантом в случае неудачи при попытке присоединения Абхазии и Южной Осетии к Таможенному союзу, а задержку в ратификации соглашений объяснил надеждами Москвы на смену политической ориентации Тбилиси.
Андрей Арешев согласился, что отмена пошлин в какой-то степени компенсирует невозможность вступления республик в Таможенный союз. "Я думаю, доля истины в этом есть, потому что полноценная интеграция в Таможенный союз в настоящее время невозможна, потому что партнеры России, Минск и Астана, не признали Абхазию и Южную. Осетию. Вопрос об этом не стоит в политической повестке этих государств. Тем не менее, есть и другие механизмы, прежде всего экономические, которые позволят сблизить экономики новых стран Кавказа и Таможенного союза. Это не только унификация таможенно-тарифного урегулирования, но и унификация налоговой деятельности, создание идентичного предпринимательского климата, других отраслей законодательства. Здесь есть над чем работать. А политика останется политикой", — полагает он.
В то же время, наш собеседник не склонен связывать задержку ратификации соглашений с переговорами между Москвой и Тбилиси. "Российско-грузинский диалог в последнее время развивался достаточно динамично в тех отраслях, где он мог развиваться — это, прежде всего, восстановление торгово-экономического сотрудничества, частично транспортного и гуманитарные контакты. Что касается вопросов, связанных с Абхазией и Южной Осетией, то тут не совсем понятно, что официальный Тбилиси, даже новые власти, могли бы предъявить, потому что Россия признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств, и это является той позицией, которая официально закреплена и доносится и до грузинских партнёров. Мне кажется, что задержка, о которой вы упомянули, была связана с напряженным графиком работы Госдумы и какими-то бюрократическими моментами".
Светлана Болотникова