— Сейчас в Афганистане формально у власти правительство Карзая, а фактически — анархия и безвластие. С группировкой Хаккани американцы никогда не хотели иметь дела, зато эта группировка очень любима Исламабадом. Что касается американско-пакистанских отношений, то они на настоящий момент перестали ухудшаться.Потомучто они ухудшились до такой степени, что дальше некуда, и застыли на некоей точке полузамерзания. Теперь каждая талибская группировка будет отыгрывать свое, в том числе демонстрировать уровень влияния, что называется, "в поле". Группировка Хаккани это сейчас и делает во время весеннего наступления талибов.
Читайте также: Ближний Восток на крови
— В пакистанских военных кругах сейчас ходит идея некоего антизападного военного блока мусульманских стран. Может ли быть такое, что Исламабад уготовил клану Хаккани определенное место в этом блоке?
— Этого военного блока просто не будет. Все эти пакистанские сказки братьев Гримм не являются тем, что можно создать. Порассуждать о группировке Хаккани как части некоего гипотетического военного блока можно, но эта конкретная группировка и блок, которого никогда не будет — совершенно разные вещи. В лице группировки Джалалуддина и Сиражуддина Хаккани мы имеем дело со структурой, которая подконтрольна исключительно Пакистану. Клан Хаккани будет работать не на какие другие заказы, кроме заказов Исламабада. Финансируют эти группировки, по большей части, страны Персидского залива, но непосредственный контроль осуществляют пакистанские спецслужбисты. Конечно же, есть то, что можно условно назвать исламским военным интернационалом.
Туда входят совершенно разные организации: ХАМАС, "Братья — мусульмане", "Аш — Шабаб", нигерийская "Боко Харам", та же самая структура Хаккани. Каждая группировка имеет свои представительства во всем исламском мире, включая монархии Персидского залива. У всех них есть свои собственные источники финансирования: рэкет, наркоторговля, бизнес на "кровавых алмазах" в Африке, работорговля, спекуляция на торговле оружием и так далее.
Читайте также: Мусульманские страны готовятся к войне?
Это гибкие самофинансируемые структуры, которые не объединены единым центром. Поэтому ни о каком согласованном управлении ими как единым инструментом не может быть и речи. Никогда не будет такого, чтобы эти группировки создали для себя единый таинственный центр, который будет им давать команды. Например, пошла команда "идем на Север!", и все идут на Север, включая нигерийскую "Боко Харам", сомалийскую "Ахль Сунна валь Джамаа" или ту же "Аш-Шабаб". Эти африканцы дружно идут на север и дружно бьют, например, по Узбекистану. Разумеется, этого никогда не будет. Есть другая вещь. От этих группировок можно добиваться неких точечных акций и операций, осуществляемых в рамках некоего общего подряда.
Но то же самое демонстрировали арабские "мухабараты", когда принц Турки бин Фейсал, создавая "Аль-Каиду", командовал саудовскими спецслужбами. Это было еще в 80 — е годы, чего здесь нового? Разумеется, это никакой не союз, не структура, а некий террариум единомышленников. Это в чем — то напоминает опыт коммунистических интернационалов. Различные марксистские организации сначала по командам из Москвы, а потом по командам из Пекина, если говорить о маоистских группровках, могли иногда поработать на один общий подряд. Подряды могут быть разными: то Троцкого ледорубом по голове, то еще что-нибудь. Например, после смерти Мао Цзэдуна маоисты забирались в горы и джунгли Перу. Не так давно эти маоисты захватили Непал. Что ж делать? Жизнь такая. Процесс идет и должен идти дальше.