За день до проведения мирной конференции по Сирии "Женева-2" генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отозвал приглашение, которое ранее передал Ирану. На такой непрезентабельный шаг глава всемирной организации был вынужден пойти, чтобы Национальная коалиция сирийской оппозиции согласилась в участвовать в долгожданных переговорах. В итоге те согласились, но потеряли при этом одного из наиболее крупных представителей — СНС, который покинул коалицию в знак протеста. Эксперты уже не ждут от приближающейся конференции ничего хорошего.
Во вторник генсек ООН отозвал высланное Ирану приглашение на конференцию по Сирии после того, как Национальная коалиция оппозиционных сил Сирии отказалась от участия в "Женеве-2". Как заявил Пан Ги Мун, Тегеран не разделяет "общего понимания" принципов урегулирования сирийского конфликта, заложенных в Женевском коммюнике.
В Иране на некрасивый ход ООН отреагировали сдержанно. Пресс-секретарь МИД Ирана Марзие Афхам заявила, что Тегеран никогда не требовал приглашения для участия в предстоящей мирной конференции по Сирии "Женева-2". "Шаг генсекретаря ООН, отозвавшего приглашение Ирану, вызывает сожаление", — отметила она. В схожем духе высказался и глава МИД России Сергей Лавров. "Катастрофы нет, мы поедем на Женевскую конференцию, чтобы продвигать нашу линию", — сказал министр. А официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич отметил, что "такой шаг ослабит международные усилия по выходу из кризиса в Сирии".
Нацкоалиция удовлетворилась принесенной ей жертвой и согласилась на участие в многострадальной конференции. Зато из ее состава вышел Сирийский национальный совет (СНС), члены которого считают проведение конференции бессмысленным до ухода Башара Асада с поста президента и намерены бойкотировать "Женеву-2".
Политический аналитик и востоковед Эль Мюрид отмечает, что Национальная коалиция оппозиции Сирии не способна принимать свои решения и является лишь транслятором воли спонсоров, в первую очередь Эр-Рияда. "У Саудовской Аравии есть вполне конкретные цели, которых она добивается в этой войне. Сирия рассматривается частью саудовской элиты как театр боевых действий войны с Ираном — своим региональным противником. Текущая задача Саудовской Аравии — перенос войны на территорию суннитских провинций Ирака и создание на своих границах буферной зоны, отделяющей королевство от шиитского полумесяца из Ирана, Ирака, Сирии и Ливана", — сказал Эль Мюрид в беседе с ИТАР-ТАСС. По его словам, США также были вынуждены жестко отреагировать на приглашение Ирану, так как пока не готовы на окончательный разрыв с Саудовской Аравией.
Так или иначе, но до конференции остаются считанные часы, а состав делегации оппозиционеров так и не определен. Судьба самих переговоров тоже представляется крайне сомнительной. "То, что Иран отстранен, это не только прокол дипломатической миссии ООН, но и в общем потеря для всей системы переговоров по Сирии. Конечно, это большой удар и для нашей дипломатии, и для иранской дипломатии, которые сделали все, чтобы Иран, играющий большую роль в Сирии, смог присутствовать на конференции, — говорит завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. — Но поскольку трудно ожидать успехов или каких-нибудь договоренностей на "Женеве-2" без участия оппозиции, то произошло то, что произошло.
С другой стороны, — продолжает эксперт, можно предположить, что участие Ирана лишь толкало бы оппозицию на все более невыполнимые требования. "Поэтому, возможно, что вся эта ситуация должна заставить оппозицию более лояльно, более прагматично отнестись к самому процессу переговоров, и тогда хотя бы сам этот процесс будет запущен. Это самое главное, с моей точки зрения, — запустить рабочий процесс. От этого в конечном итоге выиграет и иранская сторона, потому что нынешнее правительство Ирана не будет ответственно за исход переговоров. И у иранского правительства будут развязаны руки в смысле критики тех договоренностей, которые будут достигнуты без него", — говорит Мамедова.
Что касается перспектив конференции, эксперт смотрит на них без воодушевления. "Здесь я больше пессимист, чем оптимист, — признается она. — Мне кажется, что на данном этапе противоречия очень остры. Вариант, предложенный Ираном, а именно — выборы нового президента — был бы наиболее приемлемым ходом в создавшейся ситуации. И на данном этапе очень трудно ожидать каких-то подвижек в переговорах. Возможно, что международному сообществу удастся уговорить оппозицию пойти именно на этот шаг. Не какие-то чрезмерные перевороты, смещение действующей системы власти, а именно проведение выборов, пусть досрочных, в результате которых Сирия определит тот путь, по которому согласно идти большинство населения".