Накануне совещания "большой восьмерки" в Багдаде по Ирану Сенат США ввел санкции против двух крупнейших госкомпаний ИРИ - National Iranian Oil и National Iranian Tanker. Сенаторы считают, что таким образом перекрыли Ирану "нефтяной" кислород. На эту тему с GTmes беседовал эксперт-иранист Владимир Онищенко.
- Владимир Федорович, насколько будут ощутимы для Ирана санкции против National Iranian Oil и National Iranian Tanker?
- Экономические санкции, конечно, имеют сильное воздействие. Но это только на первоначальном этапе. Иранцы давно научились обходить западные санкции и диверсифицировали источники дохода от продажи нефти. На сегодняшний день этот механизм работает четко.
Американцы не учли, что иранской нефтью и газом давно заинтересованы в странах Юго-Восточной Азии. Тамошний рынок до сих пор поддерживает на плаву корабль иранской экономики. Иран успешно поставляет в страны этого региона свое "черное золото" и "голубое топливо". Конечно, экономические санкции сильно затрудняют взаиморасчеты. Сейчас иранские банки отключены от международных расчетных линий.
Враги Ирана сделали все, чтобы иранская экономика оказалась отрезана от внешнего мира. Тем не менее экономические отношения связывают Иран не только с Европой. Никакие санкции не смогли разорвать прочные отношения ИРИ с его ближайшим соседом в арабском мире - с ОАЭ. У Ирана есть свои экономические зоны в странах Латинской Америки. В Европе в иранских энергоресурсах заинтересован Кипр, в Юго-Восточной Азии - Гонконг.
Экспертное сообщество считает, что в течение последних восьми лет против Ирана действуют самые жестокие санкции. Очень печально, что к этим санкциям присоединились Россия и Китай. Конечно, это были санкции общего рода, но сам факт неприятен. Иранцы все хорошо понимают и не считают, что Россия предала ИРИ. Иранцы говорят: Россия была вынуждена так сделать, потому что у ее экономики связи с Европой, своя интеграционная политика, и она вынуждена "прогибаться" под европейские требования.
Моя экспертная оценка такова, что санкции против Ирана не возымели действия и в ближайшее время не возымеют. Это не только мое мнение, это подтверждают эксперты-востоковеды.
- Что сейчас происходит в иранских торговых портах? На самом деле там все так плохо, как пишут в СМИ?
- Недавно я с группой экспертов-иранистов был в иранской провинции, которую называют "экономическим локомотивом" Ирана. Это Хузистан, ближайший к Персидскому заливу нефтеносный регион ИРИ. Мы своими глазами видели экономику, которую иранцы восстановили после ирано-иракской войны. Мы наблюдали, какими темпами сейчас там развернулись нефтяные компании. Целый день танкеры приходят и отходят от причалов морского терминала, названного в честь аятоллы Хомейни. Безостановочно перегружаются с корабль на корабль нефтепродукты, идет даже бартерный обмен. Несмотря на жестокий режим санкций, все пять морских терминалов Хузистана работают на полную мощность. Иранцы нам говорили, что санкции не возымели действия, и увиденное нами это подтверждало.