Символу грузинской "революции роз" запретили появляться на Украине. Сегодня это подтвердила Служба безопасности страны. Кроме экс-президента Грузии Михаила Саакашвили на Майдане выступало немало западных политиков, чье влияние на умы оппозиции могло быть гораздо сильнее, однако в список персон нон грата попал только он. Не как самый опасный, а как самый символичный.
Служба безопасности Украины подтвердила сообщение народного депутата от фракции Партии регионов Олега Царева о запрете на въезд 36 иностранцев, включая экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. С единственной поправкой — решение о запрете принималось не по целому списку, а отдельно по каждой персоне. В итоге право находиться на Украине потеряли 30 грузин, три американца и по одному гражданину Сербии, Великобритании и ФРГ. В их числе сотрудник Центра трансатлантических отношений при университете Джонса Хопкинса Тарас Кузьо и член экспертного совета парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Андреас Умланд, политтехнологи Финк Брайн, Василик Мирон и Александр Рос.
Среди грузин в списке СБУ большую часть составляют единомышленники Саакашвили, включая лидера Христианско-демократического движения Гиви (Георгия) Таргамадзе, которого российские спецслужбы называли спонсором беспорядков на Болотной площади в Москве. В качестве доказательства были представлены видеозаписи встречи лидера российской оппозиции Сергея Удальцова с лидером ХДД. Оба главных героя видеоролика назвали его фальсификацией.
Однако в конце ноября этого года сам Михаил Саакашвили в интервью западному новостному порталу BuzzFeed признал, что просил Таргамадзе встретиться с российскими активистами в Литве и Белоруссии. "Гиви делает это всегда и везде, это в его природе. Я называю его Че Гиви-ара", — пояснил Саакашвили. Правда, по мнению грузинского политолога Петре Мамрадзе, это заявление не было признанием вины, а было попыткой показать, что ничего необычного в связях грузин с оппозиционерами в других странах нет.
"Ну, а что касается самого Гиви Таргамадзе, то у меня есть информация о его связях с российскими и украинскими преступными группировками, с грузинскими криминальными структурами, — заявил Мамрадзе в интервью интернет-изданию GeorgiaTimes. Таким образом, не исключено, что на Майдане, как и на Болотной, фигурировали деньги грузинской мафии.
Впрочем, депутат Олег Царев, требуя запретить Саакашвили въезд на Украину, аргументировал это иначе. Он заявил, что все упомянутые им в запросе иностранцы активно консультировали оппозицию, как дестабилизировать ситуацию в стране. "Саакашвили тут вообще нечего делать, пускай едет в Грузию и встречается с грузинским народом. Он приехал сюда со своей командой, которая устраивала "революцию роз". Все они обосновались в Украине и были модераторами революции, которую пыталась организовать оппозиция", — цитируют его СМИ.
Михаил Саакашвили сегодня отреагировал на украинский запрет постом в социальной сети Facebook. "К сожалению, видимо, в ближайшие недели у меня не будет возможности посетить мою вторую родину — Украину, но мое сердце и моя душа будут с моими украинскими братьями и сестрами, борющимися за свою независимость, свою свободу и их заслуженное европейское будущее", — написал он. В России его страница после одной из хакерских атак оказалась недоступна.
"Я уверен, что скоро снова увижу их в красивом и свободном городе Киеве — для того, чтобы отметить их демократическую победу", — добавил Саакашвили.
Он "размовлял" на "евромайдане" за интеграцию Украины с Евросоюзом, отложенную правительством на неопределенный срок, 7 декабря. Говорил на плохом украинском языке. "Сегодня вы — творцы истории. Я знаю, что вам холодно, и знаю, что тут будут провокации, но вам необходимо сохранять спокойствие, вы делаете историю и вы должны стоять до конца", — обязал сторонников евроинтеграции чужой бывший президент, который в свое время путем "революции роз" сверг режим Эдуарда Шеварднадзе и сделал Грузию марионеткой США.
Украине роз на Майдане не надо. Ей бы не развалиться в результате гражданского противостояния, как развалилась Грузия, национальные автономии которой тяготели к России, а не к Западу, как Тбилиси.
Помимо Саакашвили в Киеве на стороне оппозиции позволили себе выступить многие западные политики: американский русофоб-сенатор Джон Маккейн, верховный комиссар ЕС по внешней политики Кэтрин Эштон, заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, спикер Сейма Литвы Лорета Граужинене и глава МИД Литвы Линас Линкявичюс. Но ни один из этих людей не фигурирует в списке Царева, отметил в комментарии BigCaucasus член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин: " В списке отсутствуют высокопоставленные лица, представляющие Евросоюз или США, которые в нарушение всех правил выходили на Майдан и участвовали в акциях вместе с оппозиционерами. Фамилии Маккейна в этом списке нет. Поэтому мне кажется, что, включив Саакашвили в список людей, которым запретили приезжать на Украину, украинские власти отыгрались на нем".
На вопрос, можно ли считать Саакашвили в нынешней роли действительно опасным для Украины, политолог ответил: "В этом решении украинского правительства в пока неясных пропорциях смешаны прагматика и символизм. Вряд ли Саакашвили представляет серьезную опасность для внутриполитической ситуации на Украине. Но Саакашвили является символом прозападного режима, сдачи страны внешним вилам, символом много чего, и, учитывая все это, и было принято решение о запрете".
Светлана Болотникова