Украина простилась с первой жертвой противостояния на "евромайдане" Самвелом Нигояном, убитым на баррикадах 22 января. У посольства Армении в Киеве прошла акция памяти Нигояна, хотя он никогда не был гражданином своей исторической родины. Армянская диаспора на Украине слепила из него героя и выступила в поддержку евроинтеграции. Однако в самой Армении прозападный курс не так популярен, и грядущее вступление страны в пророссийский Таможенный Союз волнений, подобных украинским, не вызовет.
Самвел Нигоян, он же Сергей, посмертно стал главным героем Евромайдана. Еще в период "мирного" противостояния сторонников евроинтеграции и власти, его заметили и засняли на баррикадах журналисты. Он был очень колоритной фигурой: чернявый, заросший, как ваххабит, молодой человек, постоянно сбивающийся с русского на украинский — родной для него язык, и цитирующий Тараса Шевченко. Его родители уехали в Днепропетровскую область еще в 90-х годах, бежав от ужасов карабахской войны. Единственный сын у них родился уже на Украине, 20 лет назад. Самвел, как он признался в одном из интервью, занимался карате, работал физруком, а летом ездил в Крым на заработки — продавал шаурму на пляже. Сразу после бархатного сезона рванул в Киев и принял участие в народных волнениях.
На странице Нигояна "ВКонтакте" — множество фотографий с флагом Армении. Как-то он даже написал: "Армяне мира, соберитесь в один большой кулак и ударьте кулаком, чтоб содрогнулся враг". Подозрения в армянском национализме парнишки укрепляет плакат ASALA — террористической Армянской секретной армии освобождения Армении, которая существовала в конце прошлого века и преследовала целью освобождения для армян части современной Турции. Кроме того, Нигоян несколько раз позировал с автоматом в руках, явно не в украинской армии, и печатал посты на арабском языке. Но статус выставил на русском: "Жизнь — сука еще та". Все это плохо сочетается с образом тихого, воспитанного и поэтического мальчика, который из него пытаются лепить сейчас.
Оппозиция безапелляционно обвинила силовиков в смерти Самвела и второй жертвы "евромайдана" белоруса Михаила Жизневского. Между тем, экспертиза показала, что Нигоян убит "картечью на основе сплава свинца", а Михаил "охотничьей пулей". Таких боеприпасов на вооружении киевской милиции нет. Эксперты предположили, что целью этих убийств была провокация, которой попытались оправдать применение оружия митингующими.
Перед посольством Армении 24 января украинские оппозиционеры, провели акцию памяти Сергея Нигояна. В ней участвовал бывший глава Службы национальной безопасности Армении Давид Шахназарян, который заявил, что погибший армянин — это 11-я жертва событий 1 марта 2008 года в Ереване. "Сегодня Самвел Нигоян стал символом не только Майдана, но также и символом совместной свободы и борьбы народов Армении и Украины", — заявил выступавший, добавив, что армяне поддерживают народ Украины в борьбе с российским влиянием.
Сегодня армянские журналисты потребовали от посла комментариев о гибели Нигояна и осуждения действий властей, хотя уроженец села Березноватовка Солонянского района Днепропетровской области никогда гражданином Армении не был, пусть, по словам матери, и мечтал иметь армянский паспорт.
В социальных сетях образ Нигояна эксплуатируется еще и интернет-сообществом "Армения поддерживает Евромайдан".
Те армяне, кто выступает против майдана, автоматически становятся для оппозиции криминальными элементами. Когда в Донецке поддержку правительству Януковича на местном "майдане" попытался выразить глава областного общества армян Гагик Агавелян, его сразу же обвинили в попытке натравить на протестующих банду сородичей-уголовников.
В самой Армении некоторые общественные деятели не стесняются желать ей того же развития событий, что и на Украине. Глава объединения "Национальное самоопределение" Паруйр Айрикян позавчера на пресс-конференции выразил надежду, что и его страну накроют подобные "европейские страсти", а пока она не способна протестовать даже против низкого качества российского газа.
Впрочем, информационный шум вокруг имени Нигояна и армянской поддержки "евромайдана" имеет мало общего с армянской действительностью. По словам российского эксперта по Кавказу Михаила Александрова, в Армении противостояние, подобное украинскому, "невозможно в принципе". "Непонятно, чего и кого армянам поддерживать на майдане. Хотя некоторые политики с прозападной позицией, типа Игоря Мурадяна, уже поехали на майдан и там выступали. Но они выполняют социальный заказ определенных политических сил, связанных с Западом, — отметил политолог в комментарии BigCaucasus. — Собственно говоря, то, что происходит на Украине, это не армянская война. Это на Армении никак не сказывается. Другое дело, что дурной пример заразителен, но армянские власти достаточно освоили механизм борьбы с этими "оранжевыми революциями", как показали события 2008 года. Роберт Кочарян проявил силу воли, настойчивость. "Оранжевая революция" захлебнулась, хотя там события были поопаснее, чем-то, что происходит сейчас в Киеве, потому что там уже 1 марта были вооруженные люди, стрельба началась, но все это было быстро подавлено. Серж Саркисян, как сильный политический лидер, ничем не уступающий Роберту Кочаряну, в принципе способен применить силу, если будет надо, и никакие "оранжевые революции" не пройдут".
Гибель армянина на украинских баррикадах Михаил Александров считает случайностью. "Сергей Нигоян поехал в Киев на майдан, скорее всего, подзаработать. Там же организаторы майдана за участие в этих мероприятиях платят деньги. У человека, может быть, финансовые проблемы были, поехал и так неудачно попал в ситуацию, — предполагает эксперт. — Тем более, если там действовали провокаторы, и им нужна была кровь. Они не хотели украинцев убивать, потому что они же националисты. Своих-то они не трогают. Убиты белорус и армянин. Если со стороны западенцев-бандеровцев намечалась провокация, то чужого убить для них более приемлемо, чем кого-то своего".