Чем отпугивает европейца облик современной иранской женщины? Прежде всего, хиджабом. Хиджаб для европейского сознания — это агрессивный мусульманский мир, не принимающий прогресса. В секулярном западном обществе, к которому относится и Россия, иранок привыкли воспринимать именно через эту призму. Правозащитники всех стран стремятся избавить иранок от хиджабов. Большинство иранок этому отчаянно сопротивляется. Хиджаб для них — это и есть свобода.
Британский политический деятель Джекки Блэр всегда хотела узнать о том, какую играет иранская женщина в семье и в общественной жизни Исламской республики. С этой целью Блэр в 2011 году отправилась в Иран. Пробыв в Иране месяц, Блэр поняла, что в Европе и США об иранской женщине и об Иране, в частности, практически ничего не знают. "Сегодняшние иранские женщины весьма свободны и преуспевают в достижении своих целей", — сказала Блэр в интервью газете Independent.
Госпожа Блэр удивилась, когда узнала, что символом женской свободы для сегодняшней иранки является… хиджаб. "Я искренне признаюсь, что их исламский хиджаб придает им больше свободы в приобретении специальностей и в раскрытии своих способностей", — говорит госпожа Блэр и продолжает: "Кто более свободен: женщина, которая работает вне дома и появляется в общественных местах, без страха подвергнуться изнасилованию? Или женщина, которая вынуждена для привлечения внимания мужчин каждый раз создавать себе все более привлекательную внешность?"
Читайте также: Запретив хиджаб, можно получить джихад
Иранки признаются, что исламская теократия дала им больше свободы, чем прозападный режим династии Пехлеви. Придя к власти, шахи этой династии развернули в Иране настоящую войну против хиджабов. Указ шаха Резы Пехлеви от января 1935 года, запретивший иранкам покрывать голову и лицо, преподносил этот запрет как освобождение иранской женщины от вековых оков ислама. В своем подавляющем большинстве иранки восприняли инициативу шаха как наступление на их права. На этой почве среди народа росло сопротивление.
Кульминацией такого противостояния стали события в Мешхеде, произошедшие в конце 30-х годов. Множество верующих мусульман обоих полов собрались в знак протеста против политики шаха в городской мечети Гохар-шах. На всех женщинах были закрытые мусульманские платки. Мусульмане начали молиться. В этот момент в мечеть ворвались полицейские агенты шаха и устроили там массовое избиение. Как свидетельствовали очевидцы, множество мусульман нашли в Гохар-шах мученическую кончину. Но мешхедская бойня не привела шахский режим к желаемому результату. В течение всех последующих лет иранки как могли сохраняли свое право на хиджаб как на знак своих религиозных и личных свобод.
Власти в ответ пускали в ход весь арсенал средств, вплоть до застенков САВАКа — шахской тайной полиции, созданной при помощи США. Одним из самых известных застенков стала тегеранская тюрьма Эвин. На Западе ее преподносили как исправительное учреждение, где соблюдаются права человека. Выжившие узники и узницы потом рассказали об этой "демократичной" тюрьме следующее: во время допросов следователи обливали заключенных литрами крутого кипятка, пытали током. Особенно строптивым делали сильные надрезы на теле или жгли паяльными лампами. Все это служило одной цели — интенсивной переделке Ирана по западному образцу.
Что касается положения женщин в шахском Иране, то его четко охарактеризовал аятолла Хомейни: "шах считал женщину куклой". Куклу можно спокойно облить кипятком или разрезать на куски. Она ничего не почувствует. Госпожа Фариба Эскандари, иранский историк, в одной из своих работ резюмировала: "До исламской революции марионеточный режим шаха старался внедрять в иранском обществе эталон западной женщины. Это внедрялось ценой уничтожения нравственности и чести иранских женщин. Поэтому нашу революцию следует назвать революцией ценностей". Не стоит удивляться тому, что в событиях революции 1979 года активно принимали участие мусульманские женщины. Во время антишахских выступлений на них были хиджабы — символ их свободы.