Кандидат от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Маргвелашвили победил на выборах президента Грузии, оставив конкурентов далеко позади. По итогам подсчета голосов с 99,68% участков он получил 62,12% голосов. Главный противник Маргвелашвили Давид Бакрадзе уже признал свое поражение, а эксперты предсказывают, что победа кандидата "Грузинской мечты" может благотворно сказаться на отношениях с Тбилиси с Москвой.
27 октября граждане Грузии выбирали президента, который сменит Михаила Саакашвили, занимающего высший государственный пост почти десять лет. На выборах были зарегистрированы 23 кандидата, однако двое из них — Акакий Асатиани и Георгий Чихладзе — призвали избирателей голосовать за других претендентов на пост главы государства.
Явка на выборах составила 46,6%. Сегодня ЦИК Грузии опубликовал данные с 99,68% избирательных участков. За Георгия Маргвелашвили отдали свои голоса 1 миллион 10 тысяч 771 человек (62,12 % голосов). Давид Бакрадзе от "Единого национального движения" получил 21,72% (353 тысяч 456 голосов). замыкает тройку лидеров кандидат от партии "Демократическое движение — единая Грузия" Нино Бурджанадзе с 10,18% голосов (165 тысяч 616 человек). Остальные 19 кандидатов получили меньше 3%.
Давид Бакразе и президент Грузии Михаил Саакашвили признали победу Георгия Маргвелашвили. "В Грузии состоялись выборы, и страна выбрала нового президента. Я хочу сказать всем избирателям спасибо, так как все выборы служат развитию демократии и избиратели сказали свое слово. Я хочу обратится ко всем, кто недоволен результатами: мы должны уважать мнение большинства", — заявил Саакашвили в своем телеобращении, которое цитирует агентство "Новости-Грузия".
Победа Маргвелашвили не изменит курс страны на интеграцию с Европейским союзом, а также ее политику по отношению к Абхазии и Южной Осетии, однако двусторонние отношения с Россией улучшатся, считают эксперты.
"Несомненно, что результаты грузинских выборов должны позитивно сказаться на двусторонних (грузино-российских) отношениях. Хотя бы в силу того, что устраняется один из факторов нестабильности — резкое противостояние президента и правительства, которое до недавнего момента крайне дезорганизовывало грузинскую политическую деятельность", — считает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Мендкович.
Эксперт отмечает, что раньше активность обеих сторон во многом сводилась к критике друг друга, к поиску промахов, но никаких конструктивных обсуждений не велось.
"Острые антироссийские шлепки Саакашвили заставляли Иванишвили прибегать тоже к русофобской риторике, чтобы избежать обвинений в том, что он является "агентом Москвы". Нельзя исключать, что результаты выборов полностью эту проблему не решат, но в какой-то мере устранят фактор этнического значения", — пояснил Мендкович.
Главное, что произошло, — это то, что в Грузии сформирована новая система власти, процесс, который был начат 1 октября прошлого года, завершился, согласен с Мендковичем старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Николаев Силаев. "Теперь можно ожидать от грузинских властей какого-то более скоординированного курса", — добавил он.
Эксперт также напомнил мнение российских дипломатов, которые отмечали, что, несмотря на смену правящей команды после выборов октября прошлого года, внешняя политика Грузии в содержательном плане изменилась незначительно по сравнению с временами бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. К тому же, отметил Силаев, весь текущий год Саакашвили мог в значительной степени влиять на внешнюю политику Грузии. "Вот сейчас можно ожидать, во-первых, каких-то изменений, во-вторых какой-то законченности того нового курса, который был объявлен еще в прошлом году", — сказал эксперт.
Улучшение отношений с Россией выразится и в усилении торговых связей, считает Мендкович. Кроме того, по его словам, в последнее время встал вопрос "возобновления работы Закавказской железной дороги, прежде всего для транзита через Абхазию и Грузию российских товаров в Армению". "Сейчас это осуществляется только по морю, потому что прямое железнодорожное сообщение с Грузией отсутствует", — пояснил он.
Эксперты также отметили, что Грузия продолжит стремиться к интеграции с еврозоной. "Они вот-вот должны подписать соглашение об ассоциации, есть большие ожидания в Грузии от этого соглашения, так что я не вижу никаких причин, чтобы Грузия от этого отказалась", — заключил Силаев, передает "Взгляд".