Завершилась работа азербайджано-российской комиссии по демаркации государственной границы. Тактика Москвы в этой деятельности - бесконечно идти на уступки. В результате страдают, конечно, не сотрудники МИД, координирующие эту работу, а местные жители, которые теряют крайне необходимые для ведения хозяйства территории.
В середине мая в Москве состоялось заседание совместной российско-азербайджанской комиссии по демаркации государственной границы. Событие не заметили, лишь в Азербайджане несколько агентств дали скупую новость по этому поводу. По информации азербайджанской стороны, никаких противоречий в работе комиссии не было. В Москве, вероятно, тоже довольны результатами. Однако на самом деле Россия продолжает уступать территории на юге Дагестана соседней стране. Поэтому, конечно, у Баку вряд ли могут быть претензии. Горные ущелья южной части Дагестана плохо видны из Москвы. Поэтому в обществе эта тема оказалась интересна лишь очень узкой аудитории - лезгинам, этносу, который проживает по обе стороны российско-азербайджанской границы. Федерация лезгинской национальной автономии (ФЛНКА) - структура, защищающая интересы лезгин, распространила материалы по этому поводу. В данном случае речь идет о трех больших кусках земли, которые оказались в составе Азербайджана. Вблизи одного из сел приграничного Докузпаринского района Дагестана есть урочище Елаха площадью 1500 га, с расположенными там фермами. Земли используются как летние пастбища, а также для стойлового содержания скота в зимнее время. Эти территории остались в составе РФ, но местность, которая традиционно использовалась для прогона скота и прохода местных жителей, теперь отошла к Азербайджану.
Такая же ситуация с еще одним участком, который известен местным под названием Кеджел. Это пастбищные участки площадью в 900 га, принадлежащие селу Каладжух. И в этом случае доступ к пастбищам оказался заблокирован, так как был отторгнут участок площадью около 600 га, по которому жители добирались до своих пастбищ. Этот участок всегда использовали в своих хозяйственных нуждах только местные жители приграничных сел Дагестана, поскольку территории поселений Азербайджана расположены очень далеко отсюда, и для их жителей эти земли не представляли никакого практического интереса.
Но в обоих случаях из состава РФ выведены лишь "вспомогательные" территории для хозяйственной деятельности. В третьем случае в состав Азербайджана передана непосредственно территория, которая используется местными жителями в сельском хозяйстве. Так называемый район Трех ручьев полностью отошел соседней стране. Это 110 гектаров земель, использовавшихся как сенокосы.
Существуют архивные документы, в которых можно почерпнуть информацию о том, где именно пролегала административная граница в советское время. Фактически граница проходила по линии разделения хозяйственных территорий. То есть если земля принадлежала тому или иному колхозу на территории российского Дагестана, то это была российская территория. И наоборот. Однако эти документы не были использованы при работе комиссии под предлогом того, что они утеряны. Сейчас же государственная граница определена, и вряд ли бесконфликтно можно будет добиться каких-либо позитивных для местных жителей изменений.
Тактическая проблема заключается в том, что к работе комиссии по демаркации (а работала она более десяти лет) не были допущены представители местных муниципальных органов власти. "В составе наших делегаций никогда не было людей, ориентирующихся в этой местности, знающих границы поселений, сельскохозяйственных угодий и маршруты перегона скота", - пишет по этому поводу один из лидеров ФЛНКА Рамиль Саркаров. Если бы в работе комиссии принимали постоянное участие представители приграничных районов, то интересы России могли быть соблюдены. Но кажется, есть и стратегическая проблема во всей этой истории. Вероятно, в российском МИД, исходя из интересов, понятных только дипломатам, были настроены на уступки азербайджанской стороне. Во всяком случае, такая тенденция прослеживается на протяжении всех лет работы комиссии.
Как это водится, мнение местных жителей, жизнь которых непосредственно зависит от того, где именно пройдет граница, никто не спросил. Как и в других подобных случаях им предлагают одно: паковать чемоданы.
На последнем заседании комиссии из руководителей приграничных дагестанских районов присутствовал лишь руководитель Докузпаринского района Керимхан Аббасов. Зато в составе азербайджанской делегации были представлены главы всех пограничных районов страны. Как сообщают в ФЛНКА, Аббасов жестко отреагировал на представленные материалы, из которых было понятно, что линия прохождения границы очень отрицательно скажется на жителях его района. Однако ему пришлось вступать в полемику не только с азербайджанцами, но и российскими дипломатами, которые уже поставили свои подписи везде, где надо.
Как сообщают эти же источники, власти приграничных районов Азербайджана уже дали команду местным жителям начать активное освоение вновь приобретенных земель. Азербайджану вообще благоволит судьба в этом плане. У России удалось тихой сапой забрать пару деревень, несколько ущелий и три-четыре горы. В Грузии река Алазани удачно для Азербайджана сменила русло, в результате чего стране "намыло" несколько десятков гектаров плодородной земли, которая тут же была засажена орехами.