Будущее курортов Северного Кавказа заботит не только инвесторов и правительство. Переживают о перспективах курортов и на неофициальном уровне. Особенно это волнует тех людей, которые уже давно заняты в туристической сфере СКФО. У них появится шанс привлечь больше клиентов и повысить доходы. Но существует опасность того, что сами горные курорты в результате модернизации и популяризации сильно изменят свой облик и больше не будут райским уголком, где редко ступает нога человека.
Некоторые жители Ингушетии до сих пор настороженно относятся к включению республики в туристический кластер. Их пугает мысль о том, сколько газов, канализационных стоков и уродливых линий электропередач появится в горах вместе с сотнями тысяч туристов. Но всего этого еще можно избежать, ведь есть технологии, которые сведут неблагоприятное воздействие на природу к минимуму. Однако сами проекты, если они будут просто скопированы с Запада, нивелируют кавказское своеобразие. На такую далеко не радужную перспективу указывает глава экотурклуба "Нейтрино" Татьяна Волкова.
"Мне очень не нравится насаждение западно-европейского стиля в России, а в особенности на Кавказе - высоко в горах развлекательные комплексы с ресторанами. В горах мне видятся приемлемыми тёплые скромно-уютные турбазы, построенные по новым энергосберегающим и эко-технологиям. Хочется питаться в горах продуктами местных хозяйств и пить воду из-под ледника, нарзан горный, а не из водопровода. Надеюсь, что Безенги, "Президиум Кавказа", сам не допустит наступления неуместной техники. Горы любят тех, кто любит горы!" - напомнила она стих карачаевской поэтессы Халимат Байрамуковой.
"Я против горнолыжного курорта в Верхнем Чегеме, - подчеркивает Татьяна Волкова. - Там недостаточно снега, придется применять технологии искусственного снега. Это будет погоня за деньгами и уничтожение Верхнего Чегема. Трёх горнолыжных курортов (Домбай, Приэльбрусье, Казбек) вполне достаточно для Северного Кавказа. Их надо развивать, но при этом помнить: туризм должен служить в первую очередь людям, а значит, наиболее актуальным является оздоровительный, активный и познавательный краеведческий туризм".
Волкова считает, что проект "Курорты Кавказа" послужит на благо России и россиян только при полном согласии с проектами развития сельского хозяйства, кавказских заповедников, науки и образования, промышленности. "Только в таких условиях будет развиваться устойчивый туризм на Северном Кавказе, как и по России в целом", - убеждена Татьяна Волкова.
Скептиков, которые считают, что вкладывать денежки в кавказские курорты бесполезно, потому что там идет война и туристы туда не поедут, легко опровергнуть. "Последние два года в условиях КТО на кавказские горы ездили россияне, которые давно знают Кавказ и не боятся, ориентируются без СМИ. В верховья Чегема и Безенги, в Приэльбрусье ездили самодеятельные группы из Москвы и Питера, студенты, взрослые и детские группы, руководители которых договаривались с местными инструкторами. Высокогорный парадром вблизи Эль-Тюбю никогда не пустовал. Турбазы Северного Кавказа продолжали посещать люди из Ростовской и Астраханской области, Краснодарского и Ставропольского края, с Украины, - говорит глава экотурклуба. - Если вы приехали на Кавказ в гости - вас тем более никто не тронет. Я проехала одна на машине от Карачаевска до Дербента, меня встречали на погранпостах, на дорогах республик никто не тревожил. Ездить по Махачкале мне лично спокойнее, чем по Москве. Я ездила с открытым сердцем в гости, и мне отвечали тем же".
Светлана Болотникова