На востоке Ставрополья в ногайском селе Каясула, ранее прославившемся ваххабитскими расправами над милиционерами и учителями, местный бизнесмен пригрозил выселить русских жителей. По факту ссоры с односельчанами возбуждено уголовное дело. Этот конфликт зеркально отражает недавний судебный процесс над ставропольской пенсионеркой Валентиной Прасоловой, осужденной на исправительные работы за скандал с соседом-армянином.
Для правоохранительных органов Ставропольского края наступила благодатная пора, потому что межнациональные отношения в регионе накаляются, а в Уголовном кодексе существует очень широко применяемая статья "о возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства". Обычно по ней сажают националистов, которые митингуют под спорными лозунгами, такими как "Пора покончить с этой странной экономической моделью" содержания северокавказских республик, или пишут что-нибудь дерзкое в Интернете. Но по той же 282 статье можно состряпать дельце и на участников самых тривиальных бытовых ссор. Стоит кому-то в пылу ругани с соседями упомянуть национальность, как его тут же, при наличии свидетелей, могут посадить на два года в тюрьму или приговорить к штрафу до 300 тысяч рублей.
В селе Каясула Нефтекумского района Ставропольского края бизнесмен 26 лет поссорился с односельчанами. По информации источников "Интерфакса", он унизил достоинство, в том числе по признаку национальной принадлежности, 48-летней женщины. По данным краевых средств массовой информации, обиженных было двое. Кроме того, молодой человек пригрозил, что выселит всех русских из села.
Глава муниципального образования Каясулы Гайнулла Искаков в интервью корреспонденту BigCaucasus не смог сообщить подробности инцидента, так как услышал о нем по телевидению. В момент совершения преступления 24 июля он был в отпуске, а когда вернулся, местная полиция не потрудилась поставить его в известность. По словам Искакова, в селе мирно живут люди разных национальностей, и уголовное дело по 282 статье - это из ряда вон выходящий случай.
"По муниципальному образованию первыми по численности идут ногайцы, потом туркмены, дагестанцы, русские, и потом корейцы, армяне, но их не много. Всего по муниципальному поселению шесть с половиной тысяч человек, - рассказал Гайнулла Рахматуллаевич. - Раньше у нас было базовое опытно-производственное хозяйство "Каясулинское" от Института гидротехники и мелиорации. Потом оно акционировалось, стало ОАО. Людей там сейчас немного работает, человек 100. А чем живут люди? По весне берут на лето землю, сажают помидоры, арбузы, в общем, овощные и бахчевые культуры. И многие работают на выезде. Основная масса в Москве, на Севере, в Санкт-Петербурге, на Кавминводах. Оставляют детей бабушкам-дедушкам и едут зарабатывать, потому что здесь работы нет. В каясулинском хозяйстве в советские годы тысяча человек работала, а теперь около сотни. Ну и подворья есть свои, все ведут личное подсобное хозяйство. Ну и есть те, кто работает в бюджетных организациях - школах, детских садах, в больнице".
Большинство жителей Каясулы исповедуют ислам. Мечети в самом селе две - одна давно работает, другая пока строится. Но есть молельные приспособленные помещения и у православной и баптистской общин. В относящихся к этому же муниципалитету двух аулах - еще две мечети.
Отношения между конфессиями, по словам Искакова, бесконфликтные. "Ставропольский депутат Андрей Мурга писал, что русские уезжают. Но мы здесь это обсуждали и давали ответ в Совет безопасности. Если бы были какие-то конфликты, это трудно было бы скрыть", - поясняет наш собеседник.
Он не отрицает, что русские из Каясулы уезжают, но вовсе и не из-за межэтнических проблем. "Бывает, что старые люди уезжают к детям, а дети - кто в Питере, кто на территории Ставропольского края, но ближе к центру. Такого, что кто-то кого-то гонит, здесь нет, - подчеркнул Гайнулла Искаков. - Межнациональные отношения (тьфу-тьфу-тфу, чтобы не сглазить) в порядке, никаких конфликтов много лет не было. Раньше были нехорошие вещи. А последние лет семь все нормально, нет такого, чтобы кто-то кому-то угрожал".
По дереву постучать Гайнулле Рахматуллаевичу действительно нелишне. Бандитское подполье внимательно следит за новостями Северного Кавказа. Стоило в июле экспертам назвать Ингушетию самой безопасной из регионов округа, как боевики расстреляли главу совета безопасности республики Ахмета Котиева.
У Каясулы свои страхи. Здесь еще в конце 90-х годов появились ногайские ваххабиты, тесно связанные с дагестанскими и чеченскими боевиками и занимавшиеся отстрелом милиционеров. В 2005 году село было потрясено убийством русского директора школы Вячеслава Холшевникова, его жены-учительницы и бывшего участкового. По версии следствия, их расстреляли за то, что они выступали против назначения имамом села салафита. Кстати, директор каратюбинской школы Марина Савченко, запретившая мусульманским девочкам ходить на занятия в хиджабах, в момент убийства Холшевникова работала в каясулинской школе завучем. Возможно, горький опыт столкновения с приверженцами "чистого ислама" сильно повлиял на ее отношение к мусульманам, демонстрирующим свою религиозность, где надо и не надо, но при этом не чурающимся убийств.
Сказать, что эта история окончательно забылась, и в Каясуле больше нет бандитов, нельзя. Весной прошлого года в Минеральных Водах спецслужбам пришлось штурмовать квартиру в пятиэтажке, где засели боевики с будущей смертницей. Впоследствии выяснилось, что оружие для планировавшего теракта они привезли именно из Каясулы.
Имеет ли отношение к салафитам каясулинский предприниматель, подозреваемый в возбуждении вражды, пока выяснить не удалось. Вполне возможно, что правоохранительные органы просто воспользовались удобной статьей УК, чтобы повысить свои показатели. Летом этого года по той же статье за бытовые ссоры с соседом-армянином уже поплатилась русская пенсионерка.
65-летняя жительница Ставрополя Валентина Прасолова в одиночку воспитывала внучку-сироту и серчала на армянских мальчишек, которые ее обижали. Что она говорила им дословно, следствию установить не удалось. Высказывания, "оскорбляющие достоинство по национальному признаку", 40-летний потерпевший Карен Затикян, папа плохо воспитанных пацанов, передавал в своей интерпретации, поэтому Валентина Ивановна у него оказалась мужиком. "Я здесь хозяин! - будто бы кричала она. - Убирайтесь в свой Ереван, там и играйте. А то я возьму кредит, найму киллеров и вас убью". Эта фраза и стала главным аргументом обвинителя. Суд признал бабулю виновной и приговорил к 80-ти часам принудительных работ. Квартиру по соседству с армянином она сразу же выставила на продажу.
Все это можно было бы считать печальным анекдотом, если бы подобные уголовные дела, направленные против возбуждения вражды по национальному признаку, не становились достоянием гласности и не служили бы дальнейшему разжиганию розни на общероссийском уровне, а не только в отдельно взятом дворе.