В Пятигорске, столице Северо-Кавказского федерального округа, на 20 сентября запланирован коллективный намаз на центральной площади. Это своеобразная акция протеста мусульман против сноса почти достроенных мечетей, возведенных на территории частных домовладений без разрешительных документов. Русские националисты считают, что намаз на площади - это шантаж. А мусульмане просто не хотят молиться на улице.
Если чиновники ставропольского правительства и северокавказского полпредства не замечают мусульман, то мусульмане готовы выйти на главную площадь столицы СКФО и показать, что мечеть им просто необходима. Собраться 20 сентября в центре Пятигорска на коллективный намаз призвал муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК) Мухаммад Хаджи Рахимов.
"Цель акции - обратить внимание властей на проблемы мусульман и, в первую очередь, проблему отсутствия официальной мечети в столице СКФО Пятигорске - как взаимоприемлемой дискуссионной площадки для межконфессионального диалога, - говорится в сообщении о намазе на официальном сайте ДУМ СК. - Нет нужды напоминать и о том, что с региональной точки зрения, мечеть Пятигорска - важный объект для создания дипломатических отношений с соседними республиками, где большинство населения - мусульмане".
Как ранее сообщал BigCaucasus, в ноябре прошлого года судебные приставы опечатали здание недостроенной мечети в Пятигорске по улице 50 лет ВЛКСМ. Оно возводилось на территории частного домовладения без разрешительных документов и прохождения соответствующей строительной экспертизы. Чиновники об этом прекрасно знали и даже посещали строящийся объект, желая мечети процветания. Но политическая ситуация в крае изменилась. Грянул скандал с хиджабами, а затем митинги в Невинномысске. Русское население Ставрополья, составляющее 80 процентов жителей, было мобилизовано различными политическими силами на протесты против засилья приезжих из соседних республик и исламизации края. Мечеть, которую пятигорские власти обещали узаконить после завершения строительства, оказалась не к месту. В утешение мусульманской общине чиновники пообещали выделить землю в другом районе Пятигорска, но воз и ныне там.
Такая же участь постигла две кисловодские мечети. 30 июля Ставропольский краевой суд подтвердил решения городского суда Кисловодска о сносе молельных зданий в поселках Белореченский и Индустрия. Это решение мусульмане будут снова обжаловать в вышестоящих инстанциях, но аргументы у суда железные: здания были построены без согласований с властями и соответствующих документов.
По информации председателя краевого арбитражного суда Александра Кичко, за последние три года мусульмане пять раз подавали иски о признании права собственности на мечети в сельских населённых пунктах. Их требования отклонены, так как выявлены серьёзные нарушения градостроительных норм и регламентов. Справедливости ради добавим, что христианские организации тоже подавали подобные иски, только в три раза чаще и с тем же "успехом".
Эмигрировавший русский националист из Ижевска Василий Крюков в своем блоге утверждает, что действующая мечеть в центре Кисловодска тоже была построена незаконно, а затем легализована под давлением мусульманской общины. "Такой способ религиозно-политического шантажа уже показал свою результативность три года назад в Кисловодске, когда выдвигались аналогичные требования и называлась та же цифра потенциальных участников (1500 человек)", - отмечает он.
Однако не стоит забывать, что новая мечеть курорту потребовалась после того, как старый особняк, использовавшийся в качестве молельного дома, был признан ветхим и снесен. Коренные мусульмане, в основном карачаевцы, составляющие 10 процентов населения города, вынуждены были молиться в спортивном зале. Что касается строительных разрешений, то проект прошел все чиновничьи инстанции, в которых так откорректировали исламскую святыню, что у нее остался только один минарет. Давили на власть скорее местные казаки, которых в корне не устраивало соседство мечети с православным Свято-Никольским храмом. Но победила дружба, и у Кисловодска появилась своя "площадь Согласия".
Планируемый сентябрьский намаз на главной площади Пятигорска муфтий хочет сделать исключительно мирной акцией. Мусульмане Кисловодска к ней обязательно присоединятся, если будет такой призыв, заявил корреспонденту BigCaucasus имам-хатыб Кисловодска Аслан-хаджи Шаманов.
"Действия муфтия связаны больше с тем, что происходит в Пятигорске. Но мы подчиняемся муфтию, и он в курсе наших проблем. Месяц назад он приезжал, но говорил, что не может нам помочь, что ему не идут навстречу и не оформляют документы, - рассказал имам. - Здесь мечети, которые собираются снести, стоят не в самом городе, а поселках, которые к нему относятся. Поселок Индустрия в двух километрах отсюда. Белореченск еще ближе. В Кисловодске есть улица Светлогорская, по которой выезжаешь прямо в поселок. В городе мы не могли получить разрешение на центральную мечеть и много лет молились в санатории Семашко, в спортзале. В связи с этим люди начали строить в Белореченске, без разрешения, просто на случай того, если из санатория нас спровадят, чтобы не остаться на улице. Но так Богу было угодно, что мы и здесь в 2010 году получили разрешение, и там они почти достроили. Там компактно живут мусульмане, храмов и церквей нет, потому что нет надобности. И в Индустрии в основном карачаевцы живут, процентов 90-95. Там мечеть лет десять строилась. Буквально вчера я встречался с главой поселка. Он сказал, что обращался в Горсовет за разрешением на строительство мечети, есть копии этих документов. Но в городе часто меняются начальники, и в отделе архитектуры тоже. Подаешь документ, а когда ответ должен прийти, там уже другая команда работает. Опять подаешь, опять. Такая текучесть кадров сыграла не в пользу мусульман. Я сам присутствовал, когда приезжал муфтий в администрацию Кисловодска, и глава города Наталья Луценко и ее заместитель обещали помочь узаконить мечеть. Она маленькая, поселковая. Но почему-то помочь не смогли. Только земля под обеими мечетями в частной собственности. Думали: "Будем строить и потихоньку документами заниматься, как это обычно делается". И вдруг, когда остались только внутренние работы, отдел архитектуры этим занялся, потом суды начались. Вот в Ставрополь мы ездили во время поста, хотя просили отложить суд на две недели. Нехорошо получилось, словно специально во время поста вынесли решение оставить без изменения постановление о сносе. Люди в поселках очень недовольны: как можно сносить, неужели ничего нельзя сделать? Это же культовое здание. Я знаю, что в городе строится много торговых и развлекательных центров, и документы делают потом. Есть много зданий на снос, которые никогда не будут сноситься, ну вы понимаете... А здесь ведь чувства людей можно так задеть. Один человек мне говорит: "Если начнут разрушать, я с собой что-то сделаю". Как в советские годы в поселке Мирный хотели разрушить старую мечеть, и один пожилой человек лег под трактор и сказал - через меня проезжайте". Хотелось бы, чтобы таких ситуаций не было. И муфтий, наверное, тоже этого не хочет. Пока призыва к нам участвовать в намазе в Пятигорске не было. Но если будет, мы будем участвовать, конечно".
Мечети в кисловодских поселках никому не мешают, так как вокруг живут мусульмане. Да и в самом Кисловодске, уверяет Аслан Шаманов, отношение к мусульманам доброжелательное: "Никто не возражает, хвала Всевышнему. Когда мы подписи за центральную мечеть собирали, даже коммунисты были не против. Мы участвуем во всех мероприятиях. Недавно на День победы, совпадающий днем возвращения карачаевского народа после депортации, мы отмечали около мечети сразу две даты и пригласили православных ветеранов, пенсионеров и вручали им подарки, угощали за столами. А сегодня к нам обратилась православная пожилая пара, у него рак и нужны деньги на лечение. В церкви им дали 500 рублей, и мы дали две тысячи рублей. У нас очень хорошие отношения с другими конфессиями".
Между тем минераловодская русская активистка Оксана Вельва обещает сорвать коллективную молитву мусульман в Пятигорске: "Мы не дадим провести намаз в центре города, это уже не просто скрытая исламизация каря, это уже вызов всему православному и русскому населению Ставрополья".