На Кавказе есть исчезающий народ - удины. По языку они родственны лезгинам, а по вере - армяно-григорианцы. В основном удины живут в Азербайджане и Грузии, а также частично в России. С недавнего времени этот исчезающий народ стал объектом опеки Баку. Власти Азербайджана способствуют возрождению удинской культуры и языка, проводят реставрацию их храмов. В связи с этим среди некоторых удин выросли тюркофильские и антиармянские настроения. Ученые-кавказоведы считают, что рост удинских антипатий к Армении был одной из частей сложной стратегии Баку.
Как говорят эксперты, поддержка Баку удинской культуры - часть сложной стратегии Баку в Кавказском регионе. Первое направление этой стратегии - лезгинский мир. Баку пытается влиять как на "своих" лезгин, так и на "чужих", то есть лезгин юга Дагестана. В случае успеха Баку усмиряет азербайджанских лезгин, переманивает на свою сторону лезгин Дагестана и получает стратегический контроль над дагестанским Югом, тем самым выбивая там почву из-под ног своего соперника - Ирана. Второе направление "удинской стратегии" - религиозно-этническое. Демонстративная поддержка Баку исчезающего христианского народа должна покрыть перед Западом все остальные огрехи в этом направлении.
"Поддержка, пусть и показная, исчезающего удинского народа должна продемонстрировать миру, что азербайджанцы - европейцы, - говорит ученый-кавказовед Энвер Кисриев. - Баку хочет показать Азербайджан как демократическую многонациональную страну, где мусульмане поддерживают христиан, и тем самым противопоставить себя Армении, где армяне якобы третируют всех, кто не армянин. Поскольку удины приняли христианство одновременно с армянами, Баку хочет противопоставить удинское армяно-григорианство армянскому, и поэтому реставрирует удинские храмы".
"Удины служат Баку для удревления азербайджанской культуры, государственности, и открывают Азербайджану дорогу на христианский Запад, куда это закавказское государство стремится изо всех сил, - продолжает Кисриев. - Исследователи еще в 90-х годах назвали Азербайджан "чемпионом по насильственной ассимиляции" нетюркских народов. Поддержка Баку культуры исчезающего народа должна демонстрировать миру, что все в самом деле не так, а наоборот. Кроме того, удины должны послужить примером для остальных лезгиноязычных народов. Баку десятилетиями третирует лезгин, пытаясь показать им, что лезгины на фоне тюрок - люди второго сорта. Лезгины сопротивляются этому, поскольку они никогда не были такими на Кавказе. Похоже, в Баку начинают понимать, что пантюркистский фундамент сейчас вреден для Азербайджана, поскольку азербайджанская нация хочет быть европейской. В Баку рассуждают так: азербайджанцы - это гражданская, а не этническая нация, пусть и с тюркским языком", - говорит Кисриев.
"Для гражданской нации характерна интеграция, а не ассимиляция, как это было принято в независимом Азербайджане, - добавляет эксперт. - Удины должны помочь Баку в интеграции лезгин в азербайджанский этнос. Это относится и к лезгинам "страны огней", и к лезгинам России. Увы, Россия к этому относится равнодушно и идет на серьезные уступки Азербайджану. Пример тому - договор по Самуру, который в 2010 году подписали Медведев и Алиев. По сути, Дмитрий Медведев тогда подписал антироссийский договор", - сказал Энвер Кисриев "Большому Кавказу".
Удины - коренной народ исчезнувшего государства Кавказская Албания. С древних времен они были тесно связаны с Арменией и армянской культурой. Их религия - армяно-григорианское христианство, духовный лидер - Католикос всех армян. Армянское видение "удинской стратегии" Баку изданию изложил армянский ученый и публицист Левон Мелик-Шахназарян.
"Очевидно, что Баку хочет с помощью удин повлиять на Арцах, или Нагорный Карабах. Среди ученых принято считать, что удины - это коренное население Карабаха, и что в жилах карабахцев есть удинская кровь. На самом деле удины исторически жили в Нуфуарехском и Арташинском регионах. Ныне это Габалинский район Азербайджана. В этом районе есть удинское село Нидж. Удины, которые живут в России, как и удины Ниджа, традиционно связывали свои надежды с Россией и Арменией, но никак не с независимым азербайджанским государством и не с тюркским или турецким миром. Сохранилось обращение удин к русскому царю Петру I, в котором они жалуются на притеснения со стороны тюрков, насильственное отуречивание и склонение к принятию ислама.
Удины гордились своей близостью к армянам, у многих из них армянские фамилии. В армянском героическом эпосе есть многие герои-удины, в частности Саркис Токунян. Армяне и удины были близки друг к другу до тех пор, пока в регионе не обосновались пришлые тюркские племена. Тюрки врезались в межнациональный мир Кавказа клином. В 1918 году удины, вместе с армянами и курдами-езидами, пережили резню, которую устроили в нынешнем Азербайджане турецкая армия Нури-паши и азербайджанские бандформирования. Часть удин бежала в Грузию, где основала село Зенобиани.
Ассимиляция удин началась еще в советское время. В 40-х годах в Азербайджане удинским числилось только село Нидж. В 70-х я там был, поскольку мне были интересны удины. Удинская община в Баку, которая на все лады славословит Алиева, вместе со всеми чадами и домочадцами поместится в салоне одного микроавтобуса. Тон задают там несколько ренегатов во главе с Робертом Мобиле, главой Удинской общины Азербайджана. Баку стал эксплуатировать удинский фактор еще в конце 90-х годов. Гейдар Алиев провозгласил открытие в Азербайджане независимой от Эчмиадзина Албанской Удинской церкви. В 2005 году режим Алиевых провел "реставрацию" удинских церквей в Нидже. Во время "реставрации" как бы невзначай были стерты все настенные надписи на армянском языке - богослужебном языке удин. Судя по всему, Баку хочет использовать удинский фактор с целью влияния на Арцах, который когда-то якобы был "удинской территорией". Но фактора как такового нет, есть одна голая пропаганда, мыльный пузырь", - говорит Левон Мелик-Шахназарян.