На грузино-абхазской границе в последнее время наблюдается то, чего раньше почти никогда не было - очередь. Люди говорят, что иногда, чтобы перейти границу, простаивают по полдня. На границе двух находящихся в состоянии войны стран теперь все как положено: войска, колючая проволока и жесткий пропускной режим. Но местное население такой формат функционирования границы не устраивает.
"Эпос" о народных героях, переходящих вброд пограничную реку Ингур в близлежащих к границе деревнях Гальского района Абхазии, уже много лет передается из уст в уста во время кофепитий и соседских посиделок. Переходить вброд одну из самых больших рек региона не всегда безопасно, и трагедий было немало. Но до сих пор люди стараются не изменять старой привычке, и если им необходимо отправиться через границу в Грузию, то они предпочитают использовать для этого тропы, а не официальный контрольно-пропускной пункт.
В последние пару лет делать это стало еще опаснее, чем раньше. И не потому, что стал круче нрав горной реки, а потому, что здесь находятся российские пограничники, задача которых - построить тут полноценную государственную границу. Они задерживают тех, кто переходит реку в неположенных местах. Нарушителей передают абхазским службам безопасности.
Но, несмотря на все преграды, мотивация переходить пограничную реку будет у людей до тех пор, пока в разных частях района не появятся новые пропускные пункты. Единственный официальный КПП на главной трассе расположен в самом удобном для пересечения границы месте - прямо посередине, между равнинной и горной частями региона. Но для жителей сел, которые находятся иногда в десятках километрах от него, добраться до поста - большая проблема.
"Вот смотрите, граница находится прямо у меня за забором, - говорит нам жительница села Тагилони, расположенного не так уж далеко от официального КПП. - Что мне стоит ее перейти? А если я поеду на мост, то мне это обойдется в два раза дороже", - продолжает она.
Приграничное село Отобая находится почти в двадцати километрах от пропускного пункта, хотя на самом деле до Грузии тут рукой подать, и никто не в силах отменить реальную жизнь в сельскохозяйственном регионе. "Мои животные не понимают, что такое граница. Они переходят на ту сторону реки. Что мне делать? Иду за ними, возвращаю домой. На обратном пути меня ловят. Оштрафовали. Пришлось отдать деньги, на которые собирался купить муку", - рассказывает житель Отобая.
Одно хорошо: никаких суровых санкций за незаконное пересечение границы нет. Во всяком случае, в тюрьме за это жители Абхазии пока не сидят.
Почти все население Гальского района - это люди, считающие себя этническими грузинами. В деревнях вдоль границы почти никто, кроме грузин, не живет. Любая проблема с границей или еще чем-нибудь тут же обретает этнический оттенок.
Местные все еще надеются на абхазские власти, которые обещали открыть новые пропускные пункты на границе в местах, более удобных населению. Речь идет о так называемой Нижней зоне региона, где живет большая часть местного населения. Открыть пункты обещал в свое время и Сергей Багапш, не выступал против и ынешний президент Абхазии Александр Анкваб.
"От каждого нового абхазского президента нам достается лишь один "подарок": при Багапше стало меньше криминала, при Анквабе прекратили брать поборы с населения, так называемые "налоги" натурой - урожаем ореха или еще чего-нибудь. Но до сих пор не было большой и комплексной программы, которая позволила бы уровнять уровень жизни и возможности населения Гальского района с другими регионами Абхазии", - говорит еще один наш собеседник, на этот раз в районном центре Гал. Мы даже не спрашиваем его, можно ли публиковать его имя - здесь мало кто готов говорить что-либо открыто.
Но ситуация с границей стала, кажется, самой горячей темой для обсуждения в последнее время. Здешняя среда пропитана слухами и сплетнями, разлетающимися по деревням. Люди ждут, что на границе станет еще хуже, чем теперь. И самая главная проблема состоит в том, что полностью отсутствует официальная информация о том, как будет организован пропускной режим. Как ни странно, за прошедшие почти двадцать лет после войны граница была по-существу открыта. Теперь, когда реалии меняются, население не выражает особой поддержки этому процессу.
Раз границу долгие годы переходили вброд, то, разумеется, отсутствовала и проверка документов. Сейчас попасть в соседнюю страну могут в основном только граждане Абхазии, то есть те, кто уже получил паспорта. В Гальском районе таких даже не половина населения, а намного меньше. Также перейти границу можно, если есть документ, подтверждающий, что человек ожидает получения гражданства. Так или иначе, очень значительная часть жителей Гальского района теперь лишена возможности легально пересечь границу и попасть в Грузию.
Новые правила положительно приняли только челночники, перевозящие из Грузии в Абхазию небольшие партии товаров. "Раньше было так, что чего бы и сколько бы я ни везла, за каждый килограмм с меня сдирали деньги. Теперь работают правила, и если мой груз не превышает 50 килограмм, я ничего не плачу. Поэтому я смогла слегка снизить цены на свои товары", - говорит пожилая женщина.
Российские пограничники начали обустраиваться здесь с 2009 года, после того как между Сухумом и Москвой были заключено соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. В столице Абхазии довольны тем, что на границе с Грузией, с которой до сих пор не подписан мирный договор, стоят войска РФ. Это очень весомая гарантия невозобновления военных действий. Однако в повседневной жизни сталкиваются с российскими военными именно жители Гальского района. И они ими недовольны. "Россияне не учитывают местный менталитет. Например, абхазский пограничник вполне войдет в положение и пропустит через границу старуху без документов. Российский пограничник никогда этого не сделает, пусть она даже будет умирать. Люди не понимают такого подхода", - говорит наш собеседник в городе Гал.
"Граница открывается в восемь утра и работает до восьми вечера. Я еду туда уже к шести утра, чтобы успеть быстро пройти. Никогда не знаешь, как и что будет. Может, будет толпа, и я простою до вечера, а может, пограничнику покажется слишком мятым мой паспорт и он вернет меня назад. Могут еще возникнут какие-нибудь проблемы. Такого раньше не было никогда", - говорит нам Этери, которая уже давно не испытывает судьбу и переходит границу только через официальный пропускной пункт.