Павел Дорохов, или Абу Бакр, русский мусульманин из башкирского города Салават, заслуживает особого упоминания. В 2003 году он создает в Салавате ячейку "Уйгуро-булгарского джамаата" - организации, которая входит в структуру "Аль-Каиды". Известно, что до того, как стать амиром в Салавате, Дорохов-Абу Бакр воевал как простой боевик у талибов на афгано-пакистанской границе, после чего был отряжен талибами на родину для создания там джамаата. Штаб-квартира стерлитамакского джамаата разместилась в частном доме в поселке Малый Аллавугат Стерлитамакского района, склады оружия - в Мелиузовском районе Башкирии. Поначалу джамаат Абу Бакра занимался вербовкой и отправкой местного населения в ваххабитские лагеря Ближнего и Среднего Востока. Недостатка в экзальтированных татарских и башкирских парнях у ваххабитов не было.
Многие из завербованных потом погибли в боестолкновениях с силами НАТО в Афганистане. В августе 2008 года джамаат Абу Бакра запланировал серию терактов в самом Башкортостане. К счастью, планы ваххабитов были сорваны ФСБ. 20 августа отряд силовиков окружил дом Дорохова. Тот сначала отстреливался, а под конец применил "пояс шахида". На скамье подсудимых вместо него сидел его помощник - башкир Рустем Зайнагутдинов.
2009 был годом погони местных силовиков за ваххабитским подпольем. В марте того года ваххабитов ловили в Октябрьском, чуть позже - в пригороде Уфы, а летом - в Аскинском районе Башкирии и в прилегающих районах Кировской области и Пермского края. В этом треугольнике, покрытом лесами, скрывались боевики, обстрелявшие пост ДПС в Аскинском районе. Этих же людей силовики республики подозревали в других преступлениях: убийствах мирных жителей, ограблениях складов, подрывах ЛЭП.
По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раиса Сулейманова, разгул ваххабизма в Башкортостане во многом является следствием политики прежнего руководителя Муртазы Рахимова. "Рахимов откровенно заигрывал и с баширскими националистами, и с исламистами. Он напрямую финансировал организацию "Кук буре" ("Серые волки"), создавал для нее летние лагеря и всю инфраструктуру. Есть свидетельства того, что Рахимов пытался сделать из "Кук буре" боевую опору своего режима. Сейчас в Башкортостане идет противостояние двух кланов: клана нынешнего президента РБ Рустама Хамитова и клана Муртазы Рахимова. Националисты из "Кук буре" в борьбе кланов ориентируются на Рахимова. Есть основания полагать, что определенным образом в эту борьбу включены и ваххабиты".
Эксперт критикует версию о том, что башкирский ваххабизм вырос исключительно на дрожжах социальной несправедливости. "Это слишком упрощенная версия. Если следовать такой логике, то ваххабизм в Рязани, Костроме или Вологде должен быть самой популярной идеологией. Чем в таком случае объяснить то, что ваххабитами становятся дети богатых родителей? Причина в том, что ваххабизм сейчас уверенно заполняет идеологическую пустоту в сознании россиян. Ваххабизм в XXI веке - это как коммунизм в начале века XX-го", - говорит эксперт.
Тамерлан Алероев