"Правые" интернет-сайты сообщают о создании в калужской исправительной колонии №5 города Сухиничи радикальной исламистской ячейки, которая вербует заключенных при поддержке представителей администрации учреждения. В пресс-службе Управления ФСИН по Калужской области уверяют, что экстремизма в тюрьмах не допустят, а эта колония была первой в регионе, построившей православный храм. Тем не менее в закрытом интернет-сообществе зэков информацию подтверждают, а эксперты считают вербовку радикальных исламистов в российских тюрьмах одним из главных резервов ваххабитского подполья.
В исправительной колонии номер 5 города Сухиничи Калужской области заключенными мусульманского вероисповедания создана радикально-исламистская ячейка, сообщают сегодня "правые" интернет-сайты. По их информации, исламисты читают экстремистскую литературу и "вербуют заниматься пропагандой исламистской религии", а заодно притесняют и ведут поборы. Но что особенно возмутительно в этой новости, так это то, что "администрация колонии по соображениям национального и религиозного характера их всячески поддерживает, заносит запретные вещи: сим-карты, спортинвентарь, запрещенную по законодательству РФ мусульманско-радикальную литературу" и т.п. Более того, сообщается, что заключенные занимаются рукопашным боем, словно готовятся к войне.
Начальник пресс-службы УФСИН России по Калужской области подполковник внутренней службы Александр Зайко новостям из Сухиничей удивился, поскольку именно там религиозным аспектам жизни заключенных уделяется особое внимание. "В колонии №5 действуют два православных храма, очень большая православная община, - рассказал он в комментарии корреспонденту BigCaucasus. - Это вообще первая колония, в которой в истории нашего управления был построен храм. Там на серьезном уровне к этому подходят. Мусульманам наравне с православными предоставляются все условия. В прошлом году мы заключили соглашение с представителями мусульманского духовенства, и они оказывают содействие в духовном окормлении, регулярно навещают колонию, ведут беседы на нравственные темы. Принимают участие в исправлении и наставлении на пусть истинный".
Экстремистская литература, по словам Зайко, попасть в колонию не может: "Никак не может, у нас с этим строго. Мы контролируем все издания по перечню экстремистской литературы и по перечню экстремистских организаций".
Тем не менее обсуждения в закрытом сообществе социальной сети "Вконтакте", созданном для общения зэков, подтверждают информацию о том, что в колонии города Сухиничи со стороны части заключённых идёт пропаганда ваххабизма. Сообщается, что исламисты с помощью телефонов выходят в интернет, где читают экстремистскую литературу и общаются с дагестанскими боевиками. Они слушают в наушниках лекции по исламу и предлагают это другим заключенным. Администрация колонии, как пишут участники сообщества, за деньги помогает приобретать сим-карты и спортинвентарь всем желающим, независимо от вероисповедания. Также любой зэк может заниматься рукопашным боем.
Свой комментарий корреспонденту BigCaucasus предоставил научный сотрудник Приволжского центра этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Иванов, который занимается тематикой распространения радикального ислама в тюрьмах и колониях.
"В настоящее время в пенитенциарных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний РФ происходит распространение радикал-исламистских идеологий, ставящих целью ведение "джихада против кяферского государства" и строительство исламского халифата, - рассказал исследователь. - Ваххабиты и члены "партии исламского освобождения" "Хизб ут-Тахрир", оказавшись в местах лишения свободы, разворачивают пропаганду среди сокамерников, беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе. Попадая в тюрьмы и исправительные колонии, от своих взглядов они совершенно не отказываются, а напротив, даже убеждаются в их "правильности", поскольку, с их точки зрения, они "пострадали за веру". Оказавшись на "зоне", они начинают вести "дагват" ("призыв в религию") среди других заключённых, которые до этого были далеки от религиозного образа жизни. В итоге в результате их проповеди другие зэки становятся приверженцами идеологии, которая по выходу на свободу превращает их в террористов".
Администрации колоний, по словам Василия Иванова, действительно предпочитают не замечать ваххабитских ячеек, чтобы не понести наказания от руководства ФСИН. При этом за литературой, поступающей в российские тюрьмы, следят недостаточно строго. " В наших колониях есть целые библиотеки ваххабитской литературы! - подчеркивает наш собеседник. - Так, в 2012 году в колонии №12 в посёлке Молочница на территории Республики Мордовия экстремистскую литературу несколько раз находили при обыске у членов джамаата, который сформировался вокруг боевика Тимура Али Мажаева, отбывающего в этой колонии 15-летний срок. Целая библиотека экстремистской литературы была обнаружена и у членов ваххабитского джамаата в колонии №2 г.Новоульяновска (Ульяновская область), в которой в марте 2012 года сотрудники ФСБ и ЦПЭ МВД провели обыск".
Поборы и стычки радикалов с другими заключенными начинаются тогда, когда в джамаате достаточно физически сильных людей, поясняет Василий Иванов. "В ряде колоний России были зафиксированы случаи прямых столкновений ваххабитов с представителями "блатного" контингента, - отмечает он. - Нередко члены ваххабитского джамаата осуществляют защиту других заключённых, если знают что с "воли" этому заключённому могут оказать материальную помощь. Но, разумеется, требуют за это деньги или материальные ценности. Лидерами джамаатов (так называемыми "амирами") другим "братьям" внушается, что за своего единоверца они должны всегда вступаться и по возможности оказывать ему помощь во всех обстоятельствах. Члены джамаатов даже умудряются передавать своим собратьям продукты в штрафной изолятор. Джамаат обеспечивает своих членов физической защитой, что имеет важное значение в условиях "беспредела" в местах заключения.
Ваххабиты и "хизбуттахрировцы" стараются не вступать в конфликт с теми мусульманами, кто не скрывает негативного отношения к радикал-исламистским идеологиям, в том случае если последние являются членами крупных группировок (в частности, дагестанское и азербайджанское землячества на некоторых "зонах"). Если же приверженец традиционного ислама не скрывает негативного отношения к ваххабизму, но не является членом влиятельной группировки - то его пытаются "сломать" и заставить признать свою неправоту".
Что касается предположения о том, что калужские заключенные исламисты готовятся к войне, то это естественное состояние религиозных экстремистов. "ВСЕ радикал-исламистские джамааты в российских зонах готовятся к войне против "кяферского государства" - России", - утверждает эксперт. - Приняв ислам в радикальной форме во время нахождения в исправительно-трудовом учреждении, обычные уголовники превращаются в религиозных экстремистов и встают на путь "джихада", - отметил эксперт. В качестве примера он привел "амиров" Раиса Мингалеева и Роберта Валеева, лидеров преступной группы "Моджахедов Татарстана", устроивших теракт против теолога -традиционалиста Валиуллы Якупова и муфтия республики Ильдуса Фаизова. Оба они приобщились к ваххабизму на "зоне". Половина членов "Новосибирского джамаата", арестованных в прошлом году, были ранее судимыми русскими мусульманами, принявшими ислам в колониях, где отбывали наказание вместе с северокавказскими боевиками. В тюрьме были обращены в ислам астраханский боевик Андрей Антонов и этнический кряшен Руслан Спиридонов.
"Радикал-исламисты в исправительно-трудовых учреждениях РФ в настоящее время выработали целую эффективную систему, направленную на вербовку новых сторонников "джихада против кяферского государства", что позволяет им "самовоспроизводиться" без зарубежной помощи, - резюмирует Василий Иванов РИСИ. - При этом даже если официально в колонии установлен "особый надзор" за исламскими радикалами, реального противодействия их миссионерской деятельности не ведётся. По оценкам экспертов, в России лишь меньшинство радикал-исламистов готовы взяться за оружие лично для ведения вооружённого джихада против государства (не более 10% от их общего количества). Однако наметившаяся опасная тенденция увеличения среди них доли представителей криминальной среды, имеющих опыт противоправных действий и психологически готовых к насильственным действиям по отношению к собственным согражданам, приведёт к тому, что в ближайшей перспективе будет увеличиваться количество приверженцев радикальных толков ислама (прежде всего ваххабизма), готовых лично участвовать в террористической деятельности".