16 января казанский ОМОН грузил в автозаки актив мечети "Аль-Ихлас", пристанища "Хизб ут-Тахрир" (ХТ) в Татарстане. Текущими юридическими и другими делами мечети теперь занимаются земельный комитет мэрии Казани и Духовное управление мусульман Татарстана. Саму мечеть обнесли бетонным забором. Молчание властей РТ можно считать властной констатацией: с "хизбутовской" проблемой в Татарстане покончено, поскольку исламисты лишились своей штаб-квартиры. Так ли оно на самом деле?
Заложил "хизбутовские" основы в Татарстане узбекский исламист Алишер Усманов, который с 1996 по 2004 год работал преподавателем шариата в медресе имени 1000-летия принятия ислама. В этой же мечети Усманов в то время заприметил шакирда Рустама Сафина. После усмановской обработки, Сафин сколотил группу единомышленников и в 2008 году захватил с их помощью мечеть "Аль-Ихлас". С 2008 по начало 2013 эта мечеть, по словам местных жителей, была "бородатым гадюшником", где собирались радикал-исламисты всех мастей.
Бывших прихожан мечети потом видели на Кавказе, в Средней Азии, а некоторых даже в Сирии. Татарстан от них тоже натерпелся. Прихожанином "Ихласа" был Рустам Юсупов, один из "героев" событий 2010 года в Нурлате. В октябре 2012 года в Казани была спецоперация на улице Химиков. По данным следствия, ликвидированные в ходе КТО террористы Роберт Валеев и Рустам Кашапов также были прихожанами "Аль-Ихласа". По поводу Роберта Валеева недавно вскрылась еще одна деталь. По данным ФСБ, именно он в июле 2012 года стрелял в заместителя муфтия РТ Валиуллу Якупова.
Власти Татарстана не дают развернутых комментариев о произошедшем. Создается впечатление, что общественности дана установка: ничего не произошло, спите спокойно. О том, что власти РТ явно хотят, чтобы люди думали именно так, говорят слова главы республики Рустама Минниханова, сказанные им в конце декабря: "Скорее на голову сосулька упадет, чем ваххабит нападет". Эта фраза была сказана после того, как "хизбутчики" 22 декабря устроили показательный автопробег в честь освобождения из "зоны" одного из своих лидеров, а группировка "Моджахеды Татарстана" чуть раньше пригрозила по Интернету терактами и убийством президента РФ Путина.
Своей фразой насчет сосульки и ваххабитов Минниханов явно дал знать: жители Татарстана не должны давать Москве повода для того, чтобы вмешиваться в тонкие нюансы татарстанской кухни. Причины такого поведения главы РТ лежат на поверхности: если федеральные власти начнут в Татарстане глубоко копать, то в конце концов докопаются до пресловутого "ваххабитского холдинга". Если это произойдет, то шаймиевцы решат: Москву на них навел московский назначенец Минниханов. После этого главе РТ придется всерьез задуматься о том, как себя спасать. Шаймиевцы такой "подлянки" ему не простят, а радикал-исламисты - тем более. Вряд ли и Москва отнесется благосклонно к тому, что назначенный ею глава РТ два с половиной года неизвестно чем занимался.
Что же подвигло власти РТ дать силовикам приказ на закрытие мечети "Аль-Ихлас"? По мнению экспертов, это произошло после неприятного разговора с Москвой. Мусульмане РТ говорят, что мэрию Казани "доконали" визиты имама Закабанной мечети Саид-Джафара Лотфуллина, у которого свои счеты с "Хизб ут-Тахрир" . Ход последующих событий показал: разгон был показательным, и им, скорее всего, все и ограничится. Как татарская Фемида наказала исламистов? Имаму хизбутовской мечети Рустаму Сафину и юристу "Ихласа" Тауфику Василову дали несколько суток ареста, двоим прихожанам выслали уведомления о штрафах на 500 и 1500 рублей. Вряд ли Сафин испугался: аресты и задержания для него - часть работы, делающая ему ореол мученика.
То, что "родную" мечеть обнесли бетонным забором, ихласовцам не преграда. Во-первых, зачем им возвращаться туда, где почти год назад службы ЖКХ отключили тепло, свет и воду? Жилкомхоз сделал это, поскольку приход с 2008 года не платил за аренду помещения. Здесь кроется второй шахматный ход исламистов. Почти годовой блэкаут в мечети ихласовцы выдают за происки ФСБ, многие в Казани этому верят и даже сочувствуют ихласовцам. Теперь к отключенным удобствам прибавилась бетонная стена. Что помешает "Аль-Ихласу" выдать эту стену за продолжение "репрессий против мусульман" и под этот шумок попроситься "погостить" в какую-нибудь другую мечеть?
Исламист ищет приют там, где есть верные и надежные люди. Такие люди есть в казанских мечетях "Омэтэляр", "Салихжан", "Нурулла". Есть частный исламский центр "Семья", где любой исламист - дар Аллаха. Есть вариант "перекантоваться" в казанской штаб-квартире "Таблиги джамаат". И, что называется, "на крайняк" можно будет отсидеться в Нижнекамске. Юсуф Давлетшин, имам-мухтасиб Нижнекамска, относится к "Хизб ут-Тахрир" благосклонно. Мэр Нижнекамска Айдар Метшин - духовное чадо Юсуфа-хазрата. Кроме того, у Айдара Метшина в Казани есть родной брат Ильсур, который является мэром столицы РТ. Духовник Ильсура Метшина - идейный ваххабит Рамиль Юнусов, бывший до 2012 года имамом "Кул Шарифа" - главной мечети Татарстана.
"Хизбутчики" помнят, что Юнусов неоднократно спасал "Аль-Ихлас" от неминуемого разгона. Правда, после событий 19 июля у него возникли проблемы с ФСБ, но со временем все рассосалось, и в ноябре 2012 года экс-имам "Кул Шарифа" вернулся из лондонского бегства в Татарстан. К тому времени чья-то надежная рука посадила в нужных местах верных Рамилю Юнусову людей. Рустем Зиннуров, коллега-имам по "Кул Шарифу" - настоятель мечети "Казан нуры". Айдар Салимгараев, бывший шеф медиахолдинга "Татмедиа", теперь начальник аппарата ДУМ РТ. Александр Терентьев, экс-советник главы РТ, в декабре 2012 стал замом начальника президентского аппарата. Все вышеперечисленные чиновники - не только "юнусовские" люди, но и "хизбутовское" лобби, каждый по своим возможностям. Особенные надежды ихласовцы возлагают на Терентьева. Когда радикальные исламисты превращали Татарстан в "горячую точку", именно он отводил глаза силовикам, говоря, что "ваххабизм не представляет для Татарстана опасности". Одним словом, властные лоббисты у "хизбутчиков" есть. А с таким лобби разгон "Аль-Ихласа" - тактическая уступка, которая ничего не значит.
Орхан Искандерзода