Прямо на Вокзальной площади Сергиева Посада до недавнего времени действовал нелегальный рынок, где оборотистые торговцы с кавказской внешностью предлагали картошку, огурцы и китайские кроссовки. Из-за рынка площадь вскоре превратилась в помойку. В ноябре этого года, в результате рейда членов неформального объединения "Золотое кольцо обороны" и сотрудников городской полиции, "южный" рынок был разогнан, а видео разгона было размещено в Интернете в назидание другим мигрантам-коммерсантам. Вскоре автору видео стали угрожать убийством люди, говорящие с кавказским акцентом.
"До недавнего времени нелегальные рынки у нас плодились как грибы, поскольку они кормили мэрию и местное УВД. Об этом весь Посад говорил, - рассказал корреспонденту "Большого Кавказа" активист "Золотого кольца обороны". - В августе 2011 года новый мэр Сергиева Посада начал войну против этих рынков, и чиновники стали отмежевываться от их "доения". Война мэра с рынками была кому-то невыгодна. В этом мы убедились, когда разгоняли стихийный рынок на Вокзальной площади города", - рассказал общественный активист.
По его словам, дело было так. В ноябре группа общественных активистов вместе с сотрудниками полиции проводила разгон нелегального рынка. "Я заметил, что торговцы перемигивались с полицией, как бы намекая: может быть, договоримся? Но мы дали торговцам понять, что договориться уже не получится, и рынок был разогнан. Торговцы шумели, визжали, но потом убрались, пообещав, что "все будет порядок и карашо". Разгон был снят на видео, а видео выложено в Интернет в назидание другим. 17 ноября автору ролика пригрозили по телефону, сказали, что убьют, если он не уберет видео с разгона рынка на Вокзальной площади".
Активист не думает, что его товарищу угрожали торговцы-кавказцы с "Вокзалки". "Я видел этих кавказских торговцев в действии. Они трусливые. Кто мог угрожать - так это влиятельные люди из "южных" диаспор, или "кураторы" с большими полицейскими звездами". По словам активистов, поразительная живучесть нелегальных рынков во многом вызвана пассивностью правоохранителей. "Рядовые полицейские зависят от приказов начальства. А если начальство сказало не трогать нелегальный рынок, ППСники или участковые не станут разгонять толпу наглых южных торговцев. Это так, но какой-нибудь простой сержант или лейтенант полиции - тоже живой человек. Ему неприятно видеть заполненные "южными" диаспорами рынки, где грязь, вонь, антисанитария. Он, как и любой россиянин, опасается, что какой-нибудь обнаглевший мигрант совершит преступление против его семьи. Полиции был нужен стимул к действию, и этим стимулом стало наше объединение "Золотое кольцо обороны". Мы не нарушаем закон, поэтому полицейские помогают нам в рейдах. К сожалению, "большие звезды" в этом плане явно не солидарны со своими подчиненными", - говорит активист объединения. Он добавил, что примерно знает имена коррумпированных полицейских чинов в Сергиевом Посаде, но, по понятным причинам, их не разглашает.
У каждого рынка в России есть два финансовых потока: "белый" и "серый". Белый поток идет на оплату аренды площади и различных налогов. Кроме него есть "серый" - тот, который не виден фискальным органам. Этот поток оседает на оффшорных счетах руководителей рынка. Доход и оборот от "серого" потока превышает показатели "белого" в тысячи раз, но городская казна не получает от него ни копейки. Но стоит сказать, что и от "белого" потока в муниципальную казну часто попадают только десятые доли от пошлин и такс, которые были собраны с рынков города.
Это касается только так называемых "легальных рынков". Нелегальные рынки не приносят городу ничего, кроме проблем и нервов. Финансовые потоки с мест теневой торговли оседают в карманах людей, которые зачастую не имеют гражданства РФ, а суммы "наваров" зашкаливают за миллионы. Понятно, что на огурцах или бракованных кроссовках таких денег не заработаешь.
"На стихийных рынках Татарстана вместе с огурцами и картошкой нередко продают наркотики, - рассказал Большому Кавказу руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов. - В основном этим занимаются таджикские цыгане - люли, но таджики и узбеки также занимаются этим. Если наркодилер таджик или узбек, то он, как правило, связан с ваххабитским подпольем. Симбиоз наркомафии и ваххабитов протекает в форме крышевания, дележки. Чаще всего наркодилеры просто отдают часть своей выручки в качестве пожертвования на нужды "братьев". Есть такое, что нередко ваххабиты сами же распространяют наркотики. Они рассуждают: наркотики - это харам, но мы продаем этот харам кяфирам, значит наркоторговля для нас - халяль. Бывает, что ваххабиты сами втихаря курят "травку" или колются героином, но на людях говорят, что они - противники наркотиков", - говорит Сулейманов.
Орхан Искандерзода