На днях на сайте "Ислам и общество" был опубликован доклад главы Центра "Э" по Ямало-Ненецкому округу, посвященный активизации на Ямале ваххабитов и "Хизб ут-Тахрир". Крайний Север России заинтересовал исламистов из-за финансовых потоков, которые крутятся вокруг добычи нефти, газа и золота. Ваххабизация Севера также является важным ходом в более масштабном деле - легализации ваххабизма в России.
Как сказал "Большому Кавказу" исламовед Роман Силантьев, исламские радикалы достаточно давно облюбовали Крайний Север России, и сделали это по вполне понятным причинам. "На Ямале их интересуют нефть и газ, на западе, Чукотке и в Магаданской области - золото, в Якутии - алмазы. В этих местах они или создают криминальные структуры, или встраиваются в социально-экономическую инфраструктуру и в сферу добычи. Исламисты обосновались на Ямале и в Тюменской области достаточно давно", - сказал исламовед изданию.
Ваххабизм на Ямале имеет давнюю историю, которая началась с активизацией в РФ просаудовского Совета муфтиев России (СМР) и его лидера Равиля Гайнутдина. В Тюменской области позиции СМР с начала 90-х отстаивает Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМ ТО) во главе с Галимзяном Бикмуллиным. Первыми проповедниками ваххабизма в Тюмени были арабы из стран Персидского залива, а чуть позже появились "свои", доморощенные.
Кузницей кадров для молодых ваххабитов Тюмени стал исламистский молодежный лагерь "Тауба" в татарском городе Набережные Челны. В июле 1992 года в "Таубу" отправилась первая смена из Тюмени - подростки из татарских и северокавказских семей региона. В 1993 году большинство юных мусульман, бывших воспитанников "Таубы", уехали в религиозные вузы Саудовской Аравии. Ответственными за их отправку были ДУМ ТО и лично сам муфтий Бекмуллин. После окончания учебы многие эти мусульмане пополнили ряды ваххабитов на Северном Кавказе.
В начале и середине 90-х за длинным рублем стали приезжать в Тюмень мигранты из Узбекистана и Таджикистана. На Ямале, в Ханты-Мансийском округе (ХМАО) и в самой Тюмени приезжие образовали диаспоры. Таджики и узбеки в открытую говорили: "Саудовская Аравия - это правильное государство, а Россия - страна кяфиров". Муфтий Бекмуллин оказывал мигрантам из Средней Азии всяческое покровительство. Например, когда в области или в округах строили очередную мечеть, то хатыбом этой мечети ставили не местного мусульманина, а приезжего узбека или таджика.
Центром ваххабитского просвещения региона в 1993 году стало медресе в селе Ембаево, неподалеку от Тюмени. Больше половины преподавателей (мударрисов) этого медресе были мигрантами из Средней Азии, работавшими там безо всяких разрешений. В 2000 году, когда этим медресе занялось ФСБ, выяснилось, что мигранты-мударрисы проходили свои университеты у ваххабитских лидеров в Саудовской Аравии и Афганистане, после чего занимались пропагандой ваххабизма у себя на родине. К миграции в Россию их вынудила не столько нужда, сколько преследования властей Узбекистана и Таджикистана.