Золотодобывающая Колыма оказалась в центре внимания из-за своей связи с ваххабитским подпольем. ФСБ стало известно, что в кавказских диаспорах Магаданской области имеются тайные каналы нелегального трафика золота к боевикам на Северный Кавказ. Более пристальное изучение ситуации с кавказским населением Колымского края вскрывает другую, не менее настораживающую реальность. Кавказские диаспоры Крайнего Севера с каждым годом все больше настраиваются против федеральных властей.
"На Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, в настоящее время находятся люди, которые принимали участие в различных кровавых событиях на Северном Кавказе, - рассказывает "Большому Кавказу" муфтий Фарид Салман. - Страна у нас большая, свобода передвижения гарантирована Конституцией. Не все, кто принимал участие в выступлениях на Северном Кавказе против государственной власти, были проверены МВД и ФСБ. Какая-то часть боевиков исламистского подполья смогла беспрепятственно разъехаться по разным регионам РФ. В том числе, уехать на Колыму, на Камчатку, на Сахалин, Ямал, в Коми, Карелию", - говорит Фарид-хазрат.
По его словам, точное число явных и потенциальных ваххабитов на Крайнем Севере неизвестно, поскольку мусульманские организации не ведут соответствующей статистической работы. "Мы не знаем точно, какое количество мусульман РФ могло быть как-то задействовано в функционировании ваххабитского бандподполья на Северном Кавказе. Интернет у нас - явление независимое, неконтролируемое, поэтому исламисты всех стран общаются между собой по Скайпу, "Фейсбуку", "ВКонтакте". Исходя из того, что районы Крайнего Севера - стратегические с точки зрения природных ресурсов, то с помощью этих ресурсов бандподполье Северного Кавказа и решает свои финансовые вопросы, путем нелегального и даже легального бизнеса, разного рода афер. Так или иначе, кавказские диаспоры Крайнего Севера оказались втянуты в поддержку тех, кто сейчас тайно или явно работает на Северном Кавказе против федеральной власти", - сказал Фарид Салман "Большому Кавказу".
Заселение Крайнего Севера кавказскими диаспорами началось со всем известных в СССР северных "шабашек". На всем пространстве Приполярья и Заполярья, от Кандалакши до Анадыря встречались шабашники кавказской внешности. "Левачили" на Севере и многие ныне известные кавказцы. Например, Руслан Мартагов, в будущем видный чеченский политик, в советское время был шофером в Тюменской области. Примерно в те же годы "шабашил" за пределами родины и другой ныне известный чеченец - Руслан Гелаев. Будущий "Черный Ангел" строил жилые дома и хозблоки для совхоза-миллионера в Омской области. Кавказцы добывали уголь, валили тайгу, качали нефть, газ и так далее. Особенно престижной считалась добыча золота.