Безрадостная перспектива лишиться последних пастбищ заставила жителей села Сергиевского Гиагинского района Адыгеи обратиться к главе республики и к президенту России. Местные чиновники отнесли выгоны и сенокосы к невостребованным землям и раздают в аренду своим родственникам. И такая ситуация складывается во многих адыгейских селах, что в конечном итоге ведет к сокращению поголовья скота и обнищанию населения. Практика раздачи земель муниципалитетов явно противоречит федеральной программе развития села, продленной до 2020 года.
Принадлежность пастбищ на Кавказе — вопрос настолько болезненный, что способен порождать даже межнациональные конфликты, как в Дагестане или КБР. В отличие от этих республик, в Адыгее земля уже разграничена между муниципалитетами, но распоряжаются ею местные власти далеко не всегда в интересах проживающих там людей.
В распоряжение нашей редакции попали обращения инициативной группы села Сергиевского "русского" Гиагинского района Адыгеи к главе республики, прокурору и даже письмо к президенту России, под которым сейчас собираются подписи. В них люди просят разобраться в странной для сельской местности ситуации. Районные власти раздают в аренду с последующим правом оформления в собственность окружающие населенный пункт пастбища и сенокосы, не оставляя места для выпаса, водопоя, перегона крупного рогатого скота.
За последние два года численность одного из трех стад крупного рогатого скота в селе сократилась на 100 голов, жалуются жители. "Люди вынуждены забивать коров, так как видят и говорят: "Сегодня забрали одно поле, завтра заберут и остальное". В случае изъятия пастбищ людям придется влачить нищенское существование, так как только личное подсобное хозяйство дает большинству из нас возможность кормить себя и свои семьи. Не говоря уже о том, что отсутствие пастбищ и сенокосов лишает нас, и возможности участвовать в программе развития села 2014-2020 г", — пишут они в обращении к главе Адыгеи и Владимиру Путину.
Дело в том, что в 2008 году правительство Адыгеи обязало муниципалитеты распределить землю так, чтобы ни клочка ничейных угодий не осталось. Но, к сожалению, чиновники не только не исполнили приказ руководства Адыгеи, а повернули его так, как это выгодно им лично.
Если муниципалитет хотел закрепить за собой пастбища, он должен был собрать сход жителей, где им объяснили бы, в какой форме это можно сделать. Однако в селе Сергиевском власти ничего простому люду объяснять не стали. Более того, на личных приемах глава села Виктор Шульцев неоднократно убаюкивал владельцев коров: "Не переживайте, никуда общественные пастбища не денутся". Однако со временем в газетах начали появляться сообщения о том, что участки земли вокруг села передаются в аренду и распахиваются. Наконец дошло до того, что был объявлен тендер и на пастбище, прилегающее к реке.
"Вот передо мной газета "Красное знамя" за 21 января. У нас был там участок, за который мы переживали больше всего. Это единственное место для водопоя и перегона. На него положил глаз родственник главы районного комитета имущественно-земельных отношений Еленой Коноваловой. И она пошла на то, что в объявлении изменила расположение, но оставила правильный кадастровый номер этого участка. Мы увидели это, пошли в администрацию села, и наша администрация уже начала звонить в район и объяснять: "Что вы делаете, нас тут люди просто разорвут!". Придет весна, начнется выпас. Животных надо будет поить, а это единственное место, где его можно к реке подогнать", — рассказали корреспонденту BigCaucasus представители инициативной группы жителей села Сергиевское.
Эта же "госпожа Коновалова", как именуют чиновницу из районной администрации авторы обращений, заявила им, что время упущено, и не оформленная до 1 июля 2013 года под пастбища земля числится как невостребованная, а потому комитет на законных основаниях занялся ее реализацией. Правда, в том же акте правительства Адыгеи указано, что при закреплении земли должны учитываться потребности жизнедеятельности и обеспечения местного населения. Но это положение упорно игнорируется заинтересованным лицом в данном вопросе — Еленой Коноваловой. Что ей до чужих проблем и обнищания? "Я же закон не нарушаю", — говорит она.
"Обращаем Ваше внимание, что на данный момент ни один из участков наших пастбищ не закреплен за муниципалитетом, зато половина из них уже оформлены на родственников чиновников и местных депутатов", — пишут жители Сергиевского.
Местные власти предлагают селянам создавать кооперативы, которые возьмут пастбища в аренду. Надо полагать, отнюдь не на безвозмездной основе, как это могло бы быть, если бы муниципалитет закрепил эту землю за собой для общественных нужд. Но даже в виде кооператива местные жители не получат гарантий, что на конкурсе об аренде с возможностью оформления в собственность выиграют они, а не более состоятельные родственники чиновников. Куда тогда податься крестьянину? Что будет держать его на этом месте? Чем он будет кормить семью и как производить продукцию для города?
В похожую ситуацию в прошлом году попали и жители хутора Новорусов из Заревского сельсовета Шовгеновского района Адыгеи. Их пастбища были отданы в аренду и распаханы. Сначала народ на сходе возмутился, заявив, что этот участок в 60 гектаров — это земельные паи 350-ти бывших колхозников. "Это земля была в неразграниченном фонде. Там мочаки и болота. Бралась она под сенокос, и на арендатора уже наложили штраф за распашку как нецелевое использование, — рассказал корреспонденту BigCaucasus хуторянин Федор Минчук. — Наши доли не выделены. Но когда колхоз "Возрождение" был, те, кто отделялся, брали пахотные земли, а это осталось пастбищем. Тогда было нельзя, а теперь говорят, что уже поздно".
Прокуратура признала выделение этого участка в аренду законным, хотя постановление о передаче земли вышло уже после того, как жители Новорусов обратились в надзорный орган.
По словам нашего собеседника, пашни и пастбища вокруг хутора в большинстве своем отданы фермерам, а за обычными жителями для выпаса скота предлагают закрепить балки между полями и другие неудобные для распашки участки. При этом пайщиков просят отдать их доли в управление муниципалитету, чтобы он сделал их землями общего пользования. Население, естественно, не согласно, тем более, что на паи они имеют право как бывшие колхозники, а общественные выпасы должны быть у каждого села свои.
С подобными проблемами сталкивались жители Абадзехской, станицы Дондуковской и других населенных пунктов Адыгеи, где местные власти, возможно, умышленно не оставили в распоряжении муниципалитетов общественных пастбищ. В результате народ отказывается от содержания коров, их поголовье уменьшается. Вот и получается, что пока республиканские чиновники говорят о необходимости развивать молочное животноводство, а федеральный центр продлевает программу развития села до 2020 года, районные и сельские муниципалитеты в Адыгее саботируют эти усилия высших уровней власти.