"Скоро 1440 лет хиджры. Это будет закрытие цикла упадка. Мы спали, но, иншАллаh, пробуждаемся. Нужно сделать шаг к единству уммы. Я предлагаю инициировать диалог между суннитами и шиитами сегодня, в Москве, на площадке, которая у нас есть". Эти слова произнес в своем недавнем "Обращении к мусульманам России" Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России. Издание задается вопросом: состоится ли анонсированный Джемалем суннитско-шиитский диалог? А если да, то будет ли продуктивным?
Мусульмане разделились на суннитов и шиитов сразу после смерти пророка Мухаммеда, во время спора о том, кто должен стать следующим халифом правоверных. Одни настаивали на выборности халифа, поскольку это прописано в Коране и хадисах. Их назвали суннитами (от арабского "сунна" -предание). Другая часть утверждала: в своем завещании пророк назвал своим преемником своего зятя, Али ибн Абу Талиба. Следовательно, следующим халифом должен стать Али, а после него - его дети от дочери Пророка Фатимы. Сторонники Али называли себя шиитами (от арабского "шиа" - приверженец). В итоге вторым халифом был избран ученик Пророка Абу Бакр. Али был четвертым по счету халифом. Сын халифа Али, имам Хусейн вместе с семьей был убит в мечети города Кербела, во время войны между шиитами и халифом Язидом - шестым по счету владыкой мусульман. День гибели имама Хусейна - 10 мухаррама по лунному календарю - отмечается сегодня мусульманами как Айум Ашура. У суннитов-тюрков Айум Ашура более известен как Шахсей-вахсей.
Суннитско-шиитское разделение наиболее остро отдалось на нынешнем Ближнем Востоке. В Ираке, после свержения режима Саддама и ухода войск США, сунниты и шииты начали войну за нефть и власть в стране. В Сирии суннитов вовлекают в свержение режима Башара Асада - выходца из шиитской секты алавитов. Сейчас сирийскую эстафету принимает Ливан. Тревожно в Пакистане, Афганистане. Кроме баррикад, шиитов и суннитов разделяет догматика. Сунниты не признают священной шиитскую иерархию двенадцати имамов, критикуют "излишне философские" шиитские толкования Корана. Сунниты также не приемлют шиитские практики временных браков (мутаа) или такию - сокрытие своих убеждений в случае угрозы жизни. Но "не принимать" не значит "ненавидеть". Сунниты и шииты Ближнего Востока всегда старались жить в мире и искать компромиссы. До тех пор, пока в их дела не стали вмешиваться третьи силы: Саудовская Аравия, Великобритания, США.
Третий год "арабской весны" диктует необходимость начала диалога между суннитами и шиитами. Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России (ИКР), предложил начать его в Москве, на площадке ИКР. "Будем первыми, это наш долг. Завтра это же самое начнется в других странах. Создадим Шуру, где будем делать "салат джамаа" (общество молящихся). Аллах акбар!" - сказал в своем "Обращении к мусульманам России" глава ИКР.
Джемаль обещал, что диалог будет продуктивным. Для этого нужно только "оставить за скобками абстрактные вопросы акыды (исламское вероубеждение - ред), истории, отношения к прошлому" и начать противостоять тем, кто "пытается суннитов противопоставить шиитам, а одни мазхабы - другим".
Большой Кавказ" заинтересовался, кто предоставит Исламскому комитету России площадку для столь масштабного мероприятия. Глава ИКР ответил, что по этому поводу площадки ведутся переговоры с владельцами, чьи имена он не вправе называть. Джемаль добавил: содействие в организации "салат джамаа" оказали люди из Совета муфтиев России. Имена членов СМР, как и владельцев площадки, опять же остались за кадром. Одним словом, сплошные загадки и неясности.
Хотелось бы поразмышлять: получится ли у организации Гейдара Джемаля организовать "Шуру, где сунниты и шииты обсудят все"?
Первый вывод лежит на поверхности. Скорее всего, джемалевский форум "оставит за скобками" суннитов и шиитов России. Дело не в том, что мусульманам РФ якобы безразлична судьба их братьев за рубежом. Это совсем не так. Причина - закрытость российской уммы от процессов Ближнего Востока. "Закрывали" мусульман РФ сначала православная Российская империя, потом атеистический СССР, а теперь - светская Российская Федерация. Вековое нахождение под властью "кяфиров", при всех минусах, дало мусульманам РФ немало плюсов. В частности, тот, что в том же Дагестане сунниты и шииты живут мирно и молятся в одних и тех же мечетях. О кровавых коллизиях Ближнего Востока мусульмане России судят однозначно: война там идет не из-за религии, а из-за ресурсов, и виноваты в этой войне не сунниты или шииты, а транснациональные корпорации. Свои внутренние проблемы сунниты и шииты РФ привыкли не выставлять напоказ, а решать коллегиально и за закрытыми дверями. Суннитско-шиитские споры в России пока что сводятся к вопросу о нехватке мечетей и некоторым обрядовым особенностям. Например, многим суннитам непонятно, почему на Айум Ашура некоторые шииты себя бьют и режут свое тело. До крови эти споры не доводили никогда, вряд ли когда то доведут и дальше российской "избы" не выйдут.
Остаются только делегаты из-за рубежа. Но согласятся ли муфтии и имамы общаться на площадке, где организатор - не духовное лицо? Сомнительно. Маловероятно присутствие и рядовых суннитов и шиитов зарубежья. Мусульманин-традиционалист посмотрит, есть ли на форуме известные ему муфтии или имамы. А этих муфтиев и имамов, скорее всего, не будет, потому что они привыкли чтить протокол. Приглашение от Гейдара Джемаля для того же муфтия Сирии не больше, чем интернетовское "письмо счастья". Кроме того, зарубежному суннитскому и шиитскому духовенству также понятна одна простая вещь. Причина противоречий - не религия, а большая политика. Вопросы большой политики должны решать не имамы, а сильные мира сего, и очередное мусульманское собрание вряд ли кардинально изменит ситуацию.
Если бы за Джемалем стояли структуры шейха Аллахшукюра Паша-заде или Талгата Таджутдина, он бы еще мог на что-то рассчитывать. Но за ним будет только Совет муфтиев России - маргинальная величина в поле уммы РФ. Неизвестно, кто кого будет прикрывать: Совет муфтиев - Гейдара-хаджи, или наоборот. Вероятно, что глава ИКР воспользуется своей давней дружбой с сыном аятоллы Хомейни и подключит к диалогу видных шиитов Ирана. Но эта вероятность минимальна. Аятоллы вряд ли пойдут за шиитом, который называет акыду "абстрактным понятием".
"Джемаль не зря сказал "забудьте об акыде". Его личные убеждения - не шиитские, - сказал "Большому Кавказу" муфтий Фарид Салман, известный мусульманский богослов. - Например, в одной своей статье Джемаль называл суфийские практики язычеством. Скажи это шиит Джемаль в Иране, его бы подвергли такфиру. А "абстрактный вопрос акыды"? Акыда абстрактна только для немусульман или маргиналов, вроде главы ИКР. Ни один правоверный мусульманин не поедет на форум, устроенный маргиналом. Лично я также сомневаюсь, что на джемалевском мероприятии будут решаться вопросы суннитско-шиитских совместных действий. Во-первых, будет некому обсуждать, во-вторых, не тот масштаб. Такие форумы давно проводят другие люди. Например, иранский аятолла Мухаммад Али Тасхири. В России его имя хорошо известно. А у Гейдара-хаджи в сотоварищах будут разве что Абдулвахид Ниязов или Нафигулла Аширов - такие же маргиналы, как и он сам. Что они будут обсуждать, лучше спрашивать у них самих. Если, конечно, они будут откровенны", - сказал Фарид-хазрат изданию.
Так что непонятно, с кем и где Джемаль будет мирить суннитов и шиитов. А может быть, "салат джамаа" будет обсуждать другое, например, актуальную для главы ИКР тему реставрации халифата? На этот счет Гейдар Джахидович пока ничего не говорит. А если говорит, то загадками.