Имя Юрия Мечитова знакомо известно далеко за пределами Грузии. Известнейший грузинский фотограф, несмотря на свою любовь к творчеству, всегда был близок к политике. Сейчас ему прочат пост заместителя министра культуры страны. В интервью нашему корреспонденту Юрий Мечитов рассказывает о темных сторонах эпохи правления Саакашвили, кровавой политике "нулевой толерантности" к криминалу и других последствиях "революции роз", а также о том, как он приблизился к "Грузинской мечте".
Отправляясь к Юрию Мечитову, легендарному грузинскому фотографу, автору многих книг и участнику около семидесяти выставок не только в Грузии, но и за ее пределами, я была абсолютно уверена, что он - депутат грузинского парламента от коалиции "Грузинская мечта". В ходе нашего разговора выяснились довольно любопытные подробности: в силу закона о выборах, оказалось, что батоно Юрий не может быть депутатом, потому что вошел в предвыборные списки коалиции не как представитель одной из политических партий, а как беспартийный кандидат.
- Юрий Михайлович, скажите, что вас - фотографа, фотохудожника - побудило прийти в политику? Как это произошло?
- Не могу сказать, что я раньше не имел никакого отношения к политике. Как патриот, я всегда занимал активную гражданскую позицию. Я постоянно выступал на независимых телеканалах и радиостанциях, давал интервью свободным печатным изданиям. Стоит заметить, что даже в авторитарной, а временами тоталитарной Грузии Михаила Саакашвили у нас еще оставалась определенная свобода СМИ. Я думаю, что когда мы станем в очередной раз анализировать, почему нам удалось изменить власть в стране, необходимо будет упомянуть не последнюю роль свободных средств массовой информации в этом процессе. Однако если бы мне три месяца назад сказали, что я стану парламентарием, скорее всего, я бы в это не поверил. Дело в том, что я получил приглашение присоединиться к этой политической команде непосредственно от Бидзины Иванишвили.
- Давайте побеседуем о грузинских реалиях. Что мы имеем на сегодняшний день и каковы Ваши прогнозы как политика и гражданина?
- Не погрешу против истины, если назову то, что происходило в Грузии до настоящего момента, настоящим маразмом. Я уверен, что отголоски этого разложения нам придется слышать еще очень долго. После разоблачения Хрущева подобного рода политика называлась деликатным образом - "волюнтаризм", то бишь желание одного человека, стоящего у власти, воплотить в жизнь даже самые болезненные свои фантазии. Михаил Саакашвили - безумно талантливый человек, и при этом он начисто лишен того, что принято именовать духовностью, хотя у него есть интеллект, артистичность, амбиции.
- Как Вы думаете, отчего президент так спокойно принял поражение своей партии на выборах?
- А кто вам говорил о его спокойствии? То, что "гарант" на публике вел себя совершенно спокойно, еще ничего не значит. Зная его эмоциональный характер, я бы не стал утверждать, что триумф "Грузинской мечты" оставил его равнодушным. Саакашвили был просто вынужден принять поражение. Мы с вами находимся в мире, где каждый из нас, даже совершая зло, должен подчиняться определенным правилам игры. Известно, что выборы проходили под контролем европейских структур и администрации США, несмотря на то, что коалицию "Грузинская мечта" наши противники называли "русским проектом". Утверждаю, что Иванишвили - 100 % грузин, и его политический проект так же абсолютно грузинский. Бидзина не был ранее замечен в связях ни с Госдепартаментом США, ни с ФСБ.
- А как же проамериканский вектор Саакашвили?
- Своим поведением глава страны целиком и полностью подрывал американское влияние в Грузии. Да, Саакашвили - самый активный лоббист американских интересов, но одновременно его деятельность в стране, где до сих пор 80 % населения живут ниже уровня бедности, вызывала жгучие антиамериканские настроения. Если бы он продолжил оставаться при власти вместе со своей партией "Единое национальное движение", эти негативные реакции просто вышли бы из-под контроля.
- То есть Вы хотите сказать, что победа № 41 логична?
- Да, в первую очередь из-за правильного менеджмента, оригинального месседжа и верной его подачи. Само название "Грузинская мечта" очень верное: не забывайте, что грузины - романтики! Вспомните, Бидзина Иванишвили заявил о создании общей оппозиционной коалиции 7 ноября 2011 года, в момент полного ее развала. Менее чем за год ему удалось совершить мирную революцию. Да, я не ошибся: то, что произошло на выборах 1 октября - это настоящая революция. Правда, не так давно в Грузии уже имела место так называемая "революция роз", в ноябре 2003 года. Более того, признаюсь, что ваш покорный слуга бегал по улицам Тбилиси и кричал "Миша! Миша!".
- Правда? И сколько Вам потребовалось времени, чтобы разочароваться в политике Саакашвили и его команды?
- Около трех месяцев. В то время я трудился фоторедактором в "Мтавари газети" ("Главная газета"). В этот момент начали происходить жесткие задержания бизнесменов. Кто-то успевал заранее оплатить свою свободу, другие попадали за решетку. Некоторых просто нужно было какое-то время продержать в КПЗ для большей сговорчивости. И я никогда не забуду, как редактор этой газеты кричала: "Я хочу этих людей в кандалах!" Эти арестыи задержания были настоящим источником горячих новостей. Это было главным, что происходило в стране, народ жаждал сенсации и крови. Задержания были публичными и показательными, арестованных действительно прилюдно заковывали в наручники, демонстрируя верховенство власти и закона.