— Как вы думаете, новая власть оценит то положительное, что было сделано властью предыдущей?
— Не сомневаюсь. Думаю, новая власть примет то хорошее, что было у предыдущей. Во время предвыборных гонок каждая политическая партия старается играть на оппозиционно настроенную часть населения, но как только она приходит к власти, она начинать играть по-другому, правила игры меняются. К примеру, Януковичо. Хотя я не ставлю его вровень с Иванишвили. Это люди разного мышления и разной категории. Во время предвыборной кампании Янукович говорил одно, а став президентом Украины, стал делать прямо противоположное тому, что он обещал русскоязычному населению Украины, которое, собственно, и поддержало его на выборах. С этим мы столкнёмся и в Грузии. Новая власть будет основываться на предыдущей, и она не будет изобретать власть себе заново. Это исключено.
— Главное, чего ждут от Иванишвили, это восстановления отношений Грузии с Россией. Во внешней политике Грузии в отношении северного соседа что-то поменяется?
— Безусловно, новая власть будет иметь свою внешнюю политику, но я думаю, она не будет сильно отличаться от сегодняшней. В коалицию "Грузинская мечта" входят четыре различные политические партии. И у них разное видение и представление внутренней политики страны. Но что касается внешней политики, особенно отношений с Россией, думаю, здесь они будут едины в своём решении. Возможно, начнутся какие-то переговоры с Россией. И это всегда лучше полного отсутствия таковых.
— Исходя из того, что вы сказали — четыре разные партии, как минимум четыре разных видения развития Грузии, как вы думаете, каков риск того, что внутри самой коалиции начнётся борьба амбиций?
— Не исключено, что между членами коалиции будет борьба за лидерство. Возможно, уже через полгода они разойдутся. Две недели назад сам глава коалиции говорил об этом. Скорее всего, так и будет.
— Как вы думаете, Михаил Саакашвили последует совету Бидзины Иванишвили и подаст в отставку?
— Если не случится политического кризиса, а такового не ожидается, то, скорее всего, нет. Я лично не вижу предпосылок для досрочной отставки президента.
— Ускорит ли новая власть в Грузии решение абхазского осетинского вопроса?
— Я, как и многие граждане Грузии, не признаю независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Ни один грузинский политик не признает этого. Так что в этом вопросе, независимо от того, какая будет власть в стране, мы все едины. Этот вопрос стоит только под одним углом — вернуть Абхазию и Цхинвальский регион в состав Грузии. Для нас эти два региона — оккупированные территории. Но возможно, что с новой властью начнутся какие-то новые шаги для примирения, наверное, будут новые взгляды. Ещё в 2004 году Михаил Саакаашвили предложил некий "Большой План для примирения абхазов и грузин". Обоим этим народам был предложен большой объём внутренней независимости. Кстати, в создании этого плана играла большую роль Республиканская партия, которая сейчас входит в коалицию "Грузинская мечта". Так что они наверняка и будут разрабатывать новые подходы к решению этих вопросов. Но я уверен, что ни одна из политических партий Грузии, и даже те же республиканцы, никогда не признают независимости Абхазии и Цхинвальского региона, так называемой Южной Осетии. Вопрос только в том, чтобы примирить наши народы — грузин, абхазов и осетин.
Кама Рзаева