Казалось бы, главное свершилось. Основные причины, по которым грузинских вин не было на российском рынке с 2006-го года, устранены, соглашения между странами достигнуты, инспекция предприятий произведена. Однако грузинской продукции в РФ пока нет. Причины этого мы выясняли в одном из самых крупных предприятий - коньячном заводе Сараджишвили.
Коньяк марки "Сараджишвили" известен в России ещё с императорских времён. Российский потребитель хорошо знает вкус коньяка Сараджишвили. Возможно, именно поэтому проверяющая комиссия Роспотребнадзора посетила этот завод одним из первых. В Советском Союзе он носил название Тбилисского коньячного завода. Сейчас это АО "Давид Сараджишвили". Работники предприятия предпочитают называть инспекцию просто дружеским посещением российских санитарных врачей.
Главный технолог предприятия Давид Абзианидзе тепло вспоминает приезд российских экспертов.
- Ваш завод посетили первым. Вы уже отправляли пробную партию продукции в РФ?
- Нет, по той простой причине, что мы ещё не выбрали партнёра с российской стороны. Но это дело двух, максимум трёх недель.
- Как насчёт визы? Я знаю, что представители некоторых грузинских предприятий уже столкнулись с проблемой их получения?
- Вы знаете, мы как-то об этом даже ещё не думали, так как у нас дело до этого не доходило. Но Вы совершенно правы, скорее всего, такая проблема будет. Наверное, Россия должна упростить визовый режим, хотя бы для поставщиков.
- Как только все формальности будут улажены, сколько времени вам понадобится, чтобы поставить первую партию?
- Неделя.
- Сколько вы производите коньяка в год?
- 800-900 декалитров. Но это относительно. Всё зависит от объёма заказа. Я вас уверяю, что мы можем обеспечить любое количество поставок.
- На сколько важен для вас российский рынок?
- Я бы сказал, очень важен. Социальный уровень россиян сегодня таков,что им уже требуется высококачественная продукция, которую мы можем предоставить. Они научились отличать хорошее от плохого. Рынок большой, и нашу продукцию там отлично знают.
- Что, кроме коньяка, выпускает ваш завод?
- Водку и ещё ряд крепких напитков, которые называются "Ивериони". Они по вкусу слегка напоминают коньяк, у них более насыщенный вкус и они дешевле коньяка. Бутылка стоит 14-15 лари.
- В каких странах знают вашу торговую марку?
- Во многих. Это страны СНГ- Украина, Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, страны восточной Европы. Небольшая партия поставляется в США. В последнее время активизировался Китай. Вот оттуда ожидаются масштабные заказы.
- Какую роль в судьбе вашего предприятия сыграли годы с 2006-го по 2012-й?
- Знаете, как говорится, нет худа без добра. Вначале закрытие российского рынка казалось катастрофой. Но потом эта беда заставила нас больше работать в сфере расширения. Стали искать альтернативные рынки. Вот тогда мы и вышли на многие европейские страны. Но, конечно, это не сравнимо с рынком российским.
- С кем, по-вашему, в России вам придётся конкурировать?
- Тягаться с французским коньяком нам нет смысла, и по цене, и по качеству, и по всем показателям. Мы должны занять определённую нишу вместе с производителями из стран СНГ- на одной полке с армянским, молдавским, азербайджанским, дагестанским коньяками.
- Я знаю, что ваш завод устраивает экскурсии для туристов. Какой самый часто задаваемый вопрос? И что больше всего нравится в этих турах посетителям?
- Настоящим открытием для них является тот факт, что коньяк тоже получают из винограда, правда, определённых сортов. А самый распространённый вопрос: можно ли свинину и баранину запивать коньяком? На самом деле, плохо от этого не станет. Но коньяк - это напиток десертный. И его всё-таки необходимо пить до еды или после вместе с тёмным шоколадом, кофе и сигарой.
- Что отличает вашу продукцию от других?
- Возможно, это прозвучит немного пафосно, но продукция Сараджишвили - больше, чем просто коньяк. Очень интересна сама история основания завода, жизнь Давида Сараджишвили. Философию и историю продукции мы сейчас пытаемся как-то донести до потребителя. В 1913-ом году компании Сараджишвили была присуждена регалия поставщика двора Его императорского величества. Этот своеобразный знак качества давал возможность беспрепятственно, минуя всякие проверки, попадать коньяку на императорский стол.
Беседовала Кама Рзаева