Укрепление ваххабизма и было одной из причин, почему Ахмат Кадыров перешел на сторону российской власти. Реальная власть на Кавказе была в руках ваххабитов, а Ахмат Кадыров сам хотел править. Ему ничего не оставалось делать, как перейти на сторону "федералов". Переход Кадырова прекрасно уложился в его принципы. А эти принципы заключены в его известной фразе: "Первая война за независимость была справедливой, а вторая - грабительской".
Читайте также Дагестан дает дорогу ваххабизму
- Кто финансировал северокавказских ваххабитов? Это зарубежные исламские центры или другие структуры?
- На первом этапе существования ваххабитов Запад их не финансировал. Конечно, были какие-то мусульманские фонды в той же Англии. Но они могли реально дать какую-то ерунду в размере десяти тысяч долларов. Во Франции и Англии серьезный финансовый мониторинг, и там эти фонды должны отчитываться с каждой потраченной ими копейки, поэтому сбор, который шел на поддержку войны в Чечне, был ерундовый. Они собирают на гуманитарные нужды, но единственное, что они реально могут сейчас собрать, это волонтеров. Самое большое финансирование было из России, через аффилированные фонды. Но это уже было позже. А с 1994 года существует такая схема. Чиновнику дают деньги, он делает откат здесь, и знает, что никакого восстановления Чечни не будет! К нему приходит из леса человек и говорит, что если ты хочешь, чтобы ты и твоя семья жили хорошо и вас никто не тронул, плати нам откат. Это сейчас происходит в Дагестане. Эта же схема работала и в Чечне. Когда первая война окончилась и у террористов пошла мода брать заложников, то финансирование террористов взял на себя Березовский. Например, он говорит тому же Басаеву: "Я поставляю тебе журналистов, ты работаешь, я тебя подкармливаю, чтобы твои собаки не разбежались и не перестали воевать с Россией, и за одно улучшаю свой имидж". Но деньги-то Березовский платил не из своего кармана. Он платил из суммы выкупа за похищенного журналиста в три миллиона долларов. При этом никто не знает, сколько из этой казны Березовский переложил в свой карман. Именно поэтому когда террористы похитили в Чечне генерала МВД Шпигуна, никто за него не заступился. Шпигун хорошо понимал, что там происходило. Поэтому его "бородачи" и убили. Он понял, что реально происходит в Чечне, знал про свое начальство в Москве и в самой Чечне. Знал, кто за кем стоит и из чьих рук ест.
Читайте также Война в Дагестане:операция "Имитация"
Черномырдину это дело, кстати, очень не нравилось. Гайдар финансировал эту вакханалию с 1991 года. Финансовая поддержка террора шла под крышей гуманитарной программы развития высших учебных заведений. После Гайдара за дело взялся Владимир Шумейко. Кстати, когда была объявлена воздушная блокада Чечни, то финансирование пошло "налом". Наличные деньги доставляли по воздуху на самолете. Оказывается, господин Шумейко озаботился судьбами чеченских пенсионеров, хотя сам прекрасно знал, на что эти деньги идут.