Популярный актер Андрей Панин, обнаруженный мертвым в своей московской квартире 7 марта, незадолго до смерти в одном из интервью высказал мысль, что русским «надо всем переходить в ислам», чтобы «меньше бухать». На самом ли деле ислам способствует трезвому образу жизни или же запрет на алкоголь стал для мусульман следствием некоего естественного процесса, обусловленного внешними факторами? С этими вопросами BigCaucasus обратился к известному исламоведу Алексею Малашенко.
- Алексей Всеволодович, если судить по творчеству Омара Хайяма, винопитие в раннем в исламе не осуждалось так уж категорично. Когда алкоголь стал однозначно восприниматься как харам?
- Отношение к пальмовому и виноградному вину в исламе всегда было отрицательным. Есть некоторые толкования по поводу запрета на водку - дело в том, что в Коране ничего не сказано о хлебном вине. Но зато там написано, что запрещается все, что затуманивает разум. Под это определение попадает и алкоголь, и наркотики, и все, что так или иначе оказывает на человека дурманящее воздействие. Мусульманин не должен общаться с Аллахом, будучи не в себе.
Но надо понимать, что ислам никогда не существовал в чистом виде. Он распространялся на самых разных территориях и, как правило, люди там издревле употребляли спиртные напитки. Взять, например, Турцию: мусульмане всегда осуждали турок за то, что у них исламские запреты на алкоголь не действуют. В персидской культуре не было таких предубеждений, это хорошо известно историкам.
Запрет на употребление алкоголя всегда нарушался, нарушается сейчас, и это будет происходить всегда. Категорическая нетерпимость к алкоголю - один из характерных признаков мусульманских фунадменталистов. Они, как известно, занимают в этом вопросе однозначную позицию. Я сейчас констатирую факт, без каких-либо оценок.
Если же рассматривать вопрос безотносительно ислама, с более приземленных позиций, надо все-таки не забывать, что в Аравии всегда было жарко. Люди, которые употребляли алкоголь и все, «что затуманивает разум», попросту не могли адекватно действовать. В частности, сражаться. Во всяком случае сохранились истории, в которых рассказывается о разного рода неприятностях, связанных с употреблением мусульманами алкоголя. Так что здесь первичны объективные причины. Попробуйте пить водку в жару, в пустыне - это сложно.
- Но, все же, в целом мусульманская среда довольна нетерпима к алкоголю...
- Вы знаете, я бы не сказал. Все эти процессы идут волнами. Взять хотя бы Дагестан. Я не помню точно цифры, но, по-моему, более 80 процентов коньяка, попадающего на наши прилавки, производится в этой мусульманской республике. И до так называемого исламского ренессанса, до этой шариатизации в Дагестане никто не стеснялся пить коньяк. Это было совершенно нормально, в духе кавказских традиций. Люди там пить умели, я это очень хорошо помню: пить пили, но никогда не напивались. А сейчас алкоголь превращается в некое табу. Известна масса примеров, когда наносился ущерб всякого рода лавочкам, магазинам, где продавались спиртные напитки. Поэтому люди, конечно, там стали употреблять меньше, но они это делают приватно.
Если говорить не о России, а о мусульманском мире вообще, то в той же Турции пьют и будут пить. В 1970-е пили - и напивались - в Алжире. И в Египте много пили, на каждом шагу там можно было купить бренди, вино на любой вкус и прочее. Где-то с конца 1980-х - начала 1990-х, когда в стране началась исламизация, в этом плане, конечно, посложнее стало. По своему опыту знаю: купить в Каире нечто похмельное сегодня крайне сложно.
- Употребление алкоголя не приветствуется во всех религиях. Почему именно мусульмане отнеслись к этому вопросу более серьезно?
- Во-первых, как мы уже говорили, это связано с климатическими условиями. Во-вторых, ислам - очень активная религия. В VII-VIII веках, во времена исламских завоеваний, мусульманам действительно нужна была трезвая голова. Так быстро распространиться от Атлантического океана до Тихого - алкоголь тут явно не помощник. И кроме того, отношение к алкоголю - это один из признаков отличия ислама от остальных монотеистических религий. Эти отличия постоянно педалировались. Велись поиски того, что отличает, делает ислам более самостоятельным. К примеру, считалось, что в христианстве есть элементы язычества, поэтому Пророк в Коране неоднократно подчеркивал, что у Бога не может быть сына. Таких примеров множество. Ислам позиционировал себя как высшая форма монотеизма, поэтому стремился быть во всем уникальным.
- Как вы относитесь к словам Панина, послужившим поводом для нашего разговора?
- Он не первый это говорит. С одной стороны, да, многие русские, попадая в мусульманскую среду, тоже начинали себя ограничивать в употреблении спиртных напитков. Но с другой - есть и обратные примеры. Скажем, некоторые мусульманские лидеры утверждают, что в 1990-е годы казахи, во всяком случае в сельской местности, пили даже больше, чем русские. В своей книге «Мой ислам» я упоминаю случай, рассказанный мне очевидцами, когда один из имамов Нижегородской области во время пятничной проповеди уверял, что выпить сто грамм - это не грех. Так что все относительно, ничего абсолютизировать не стоит. Лично я уважаю ислам за то, что там есть ограничения, связанные с алкоголем, хотя сам их, признаться, не соблюдаю.