Северная Осетия пока остается за бортом перипетий, связанных с активизацией радикального ислама на Северном Кавказе. Хотя разные "тревожные звонки" уже были, пока нет никаких данных о существовании здесь исламского подполья. Но религиозных проблем тут много, может быть, даже больше, чем в соседних, "однотипных" в религиозном плане кавказских республик. О тенденциях развития ситуации в Северной Осетии мы поговорили с Яной Амелиной, руководителем кавказской секции в Российским институте стратегических исследований.
Не так давно, в конце апреля, во Владикавказе прошел круглый стол под названием "Осетия: религиозная ситуация и политические вызовы", откуда эксперты вернулись со свежими мыслями по поводу ситуации в республике. Своими мыслями с нами поделилась Яна Амелина.
- Осетины в основном - православные христиане. Однако есть и мусульманская община, к которой относят себя до 15% населения республики. Кроме самих осетин, это ингуши, кумыки и представители других мусульманских народов.
- Различия в вероисповедании в Северной Осетии имеют какую-то географическую основу, это как-то повлияло на язык и культуру? То есть мусульмане-осетины живут где-либо компактно или этого фактора нет?
- Абсолютное большинство осетинских мусульман всегда были иронцами, то есть носителями иронского диалекта (а не дигорцами, как часто ошибочно считается). Место их проживания - Правобережный и Кировский районы на востоке Северной Осетии. Естественно, религия, в данном случае - ислам, оказала определенное влияние на исповедующих ее людей. В осетинский язык вошел ряд слов, связанных с исламской терминологией. Для осетинских мусульман, как и для их единоверцев в других республиках, характерно неупотребление свинины и т. п.
- Мы знаем о существовании исламского подполья практически по всему Северному Кавказу. Есть ли, на ваш взгляд, очевидное влияние "Имарата Кавказ" на осетинских мусульман?
- Очевидно, что осетинские мусульмане живут не в безвоздушном пространстве и сталкиваются с теми же вызовами, что и российское мусульманское сообщество в целом. Достаточно вспомнить Беслан, взрывы на владикавказском рынке и в московском метро, унесшие десятки и сотни человеческих жизней. Безусловно, в Северной Осетии (являющейся, как напомнил в недавнем интервью ее глава Таймураз Мамсуров, православной республикой) этот вопрос - не самый животрепещущий, однако он стоит на повестке дня, и отмахиваться от его существования - значит закрывать глаза на реальные угрозы и вызовы.
Читайте также: "Имарат Кавказ" зажигает Олимпийский огонь
Трудно не заметить, что исламисты все настойчивее претендуют на существенное повышение своей значимости в общественно-политическом поле республики. В последние полтора-два года этот процесс проходит параллельно с аналогичными явлениями в Поволжье, что вряд ли можно отнести к простым совпадениям. Это свидетельствует о скоординированности действий радикалов, пытающихся дестабилизировать ситуацию в стратегически важных регионах России.
- Что из себя представляет радикальный ислам в Северной Осетии?