Чтобы реорганизовать Северный Кавказ, нужно навести порядок во всей России, констатирует в интервью "Большому Кавказу" Игорь Косиков, главный научный сотрудник Института антропологии и этнологии РАН, выступивший ответственным редактором коллективной научной монографии "Республики Северного Кавказа: этнополитическая ситуация и отношения с федеральным центром", - первого академического труда по этой теме в современной российской истории. Как отмечается во введении, авторы поставили перед собой цель "дать научную оценку неоднозначным процессам, имеющим этническую природу, которые формируют современную общественно-политическую ситуацию в семи республиках Северного Кавказа" за период с 2000-го по 2010 год.
- Игорь Георгиевич, одним из основных выводов работы стало утверждение, что народы Северного Кавказа не представляют себя вне России. При этом существует устойчивое представление, что на Кавказе не верят ни местной, ни федеральной власти. Это миф или в кавказцах как-то уживаются эти противоречия?
- Процитированное вами утверждение написано мною собственноручно. Почему я в этом так уверен? Да потому что встречался с жителями во всех республиках Северного Кавказа, разговаривал об этом на разных уровнях. Несмотря на довольно критическое отношение к политике федерального центра, которое, безусловно, существует в разных слоях общества, абсолютное большинство населения Северного Кавказа связывает свое будущее с Российской Федерацией. Но я хочу сказать, что подобные настроения не должны успокаивать. Напомню, что в свое время большинство населения так же активно голосовало за сохранение Союза. В северокавказском регионе продолжают действовать силы, ратующие за выход из состава РФ и создание независимого, в том числе исламского, государства. Но я убежден, что при всех просчетах в политике федерального центра, Москва по-прежнему сохраняет набор необходимых рычагов для оптимизации ситуации в этом регионе.
- Какие-то рецепты предлагаются в вашем труде?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу подчеркнуть: одна из самых серьезных проблем - не главная, но очень важная - отсутствие квалифицированной экспертизы по ситуации в регионе. В результате к исследованиям привлекаются так называемые кавказоведы, которые ни разу там не были, но считают себя большими специалистами. При этом у нас есть еще каста политологов. Они знают, что происходит в Египте, на Кубе, на Северном Кавказе - для них это одно и то же. Вы их спросите, что творится в СНГ, они отрапортуют без всяких колебаний. К сожалению, наша власть не всегда пользуется рекомендациями тех, кто может дать какие-то компетентные советы.
Что касается рецептов, позвольте, я процитирую. "Какой же должна быть политика федерального центра на Северном Кавказе в условиях непростой перманентной и нестабильной ситуации? На наш взгляд, важно и дальше двигаться по пути корректировки всей политики, принятия нестандартных шагов при учете и согласовании интересов как федерального центра, так и республиканских властей и населения региона. Совершенно очевидно, что простых, легких для понимания решений, которые дают быстрый результат, здесь нет и быть не может. Москве необходимо настроиться на долговременную систематическую и стратегически выверенную работу, направленную на достижение конкретной цели поэтапного урегулирования северокавказских проблем".
И еще цитата из заключения. "Совершенно очевидно, что ни силовые, ни политические, ни правовые, ни сугубо экономические методы в политике центра на Северном Кавказе, взятые по отдельности, не дадут желаемого результата. На перспективу должна быть выработана комплексная, а главное адаптивная политика, учитывающая постоянно меняющуюся обстановку и специфику в каждой республике, а также во внешнем окружении, особенно на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке".
- Государство инертно в решении любых вопросов. Имеются ли на Кавказе какие-то точки роста, так сказать, снизу?
- Безусловно, такие точки есть. Причем как для Кавказа, так и для всей страны - я не отделяю этот регион от остальной части России. Государственная власть как минимум должна решиться на проведение давно назревших модернизационных преобразований, которые включают в том числе и создание эффективно действующего аппарата управления. С этим у нас, мягко говоря, не очень. О некой эффективности управления можно говорить только в отношении Чечни. Но там существует специфическая модель, во многом связанная с постконфликтной реконструкцией.
Разумеется, надо стремиться и к утверждению институтов гражданского общества, к продуманному и постепенному возврату регионам политических и экономических полномочий, существенно урезанных в годы укрепления вертикали власти. В Нальчике или во Владикавказе не должны по каждому поводу получать одобрение Москвы - вбить гвоздь, образно говоря, можно ни на кого не оглядываясь.
Кроме того, необходимо менять кадровую политику. То, что вместо назначения глав субъектов будут проводиться свободные выборы, даже с учетом всех предусмотренных фильтров, - я считаю, это шаг вперед. Жители региона жаловались, что им назначают глав, которые на последних выборах получали всего по 3-4 процента голосов. По данным социологических опросов вроде "Если бы выборы состоялись сейчас", из всех нынешних глав республик победу одержал бы только один - Рамзан Кадыров.
- Каких тенденций на Северном Кавказе отмечено больше: положительных или отрицательных?
- Здесь нельзя говорить, что "это черное, а это белое". Существует очень много полутонов. Повторюсь, у Москвы есть все возможности для нормализации ситуации. Вопрос в эффективности и действенности политики, которая проводится. В том, кто эту политику будет проводить и насколько эффективно она будет осуществляться. С уверенностью можно утверждать, что многие проблемы носят все же внутренний характер, даже несмотря на возрастание роли внешнего фактора в событиях на Кавказе. Так что большинство наших бед принадлежит исключительно нам.
- То есть на повестке дня вопрос компетенции?
- Абсолютно верно. В своей статье я говорю об эффективности управления, и не одна страница там посвящена борьбе с коррупцией. Всем памятно, как Медведев неоднократно заявлял, что на Кавказе есть коррупция. А в беседах со мной жители региона говорили, что их коррупция ни в какое сравнение не идет с тем, что происходит в Москве. И это действительно так. То, что откаты существовали и продолжают существовать, идет распил дотаций и субвенций, - я подтверждаю это цифрами, опираясь на утверждения первых лиц Чечни, когда описываю процесс восстановления республики. И что? Как говорил президент Путин: где посадки?
Мы все ждем помощи каких-то сверхъестественных сил: вот прилетит волшебник и все расставит по своим местам. Но никто за нас ничего делать не будет, нам самим придется наводить порядок. Прежде всего, нужна выверенная, четкая политика. Некоторые тенденции в этом направлении видны. В чем есть и заслуга полпреда президента России в СКФО Александра Хлопонина. В общем, говорить, что федеральным центром ничего не делается, - это было бы серьезной натяжкой. Сказать, что делается в достаточной степени, я пока не могу. И еще: нельзя забывать, что все, что происходит на Кавказе, тесно связано с тем, что происходит на остальной части России. Безусловно, у региона есть своя специфика. Но если вы меня спросите, как реорганизовать Северный Кавказ, я вам скажу, что это может быть сделано только тогда, когда будет наведен должный порядок во всей России.
Справка
Монография "Республики Северного Кавказа: этнополитическая ситуация и отношения с федеральным центром", состоящая из 500 страниц, включает в себя четыре раздела. Первый - посвящен панорамному представлению о современной обстановке на Северном Кавказе. Второй и третий - содержат анализ этнодемографической, этнокультурной и этноконфессиональной ситуации в каждой из семи республик и рассматривают их отношения с федеральным центром. В четвертом разделе дана итоговая характеристика эволюции государственной политики на Северном Кавказе, "проанализированы как положительный, так и неудачный опыт в подходах к решению проблем межнационального согласия", а также "выделены наиболее животрепещущие пока нерешенные вопросы и сделаны выводы относительно путей оптимизации ситуации в этом важнейшем регионе Российской Федерации".