Курдский фактор в последние годы периодически обостряется в Турции. Кроме того, в регионе Ближнего Востока наблюдаются процессы по созданию курдского государства, что затрагивает интересы таких стран, как Иран и Турция. Армению и географически, и политически эти процессы не могут не затрагивать. Каким видят решение курдского вопроса в Ереване, рассказывает заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Гарник Асатрян.
— Г-н Асатрян, как вы опишите ситуацию вокруг и внутри курдского народа? Мы видим определенные шаги по созданию курдского государства (Курдистана) на севере Ирака. Как Вы считаете, существует ли внутри курдского народа стремление к обретению независимости, или это пока что разговоры?
— Естественно, у каждого народа или этнической группы есть первозданное стремление к независимости. Однако в данном случае необходимо учитывать то, насколько эти желания берут начало от национальных корней, и какую роль играет внешнее влияние. Вот это самое главное. В целом формирование идеи курдской независимости берет начало с конца 19-го века и продолжается до сих пор под влиянием региональных и внерегиональных сил.
— Есть ли более или менее достоверные данные относительно количества курдов в странах региона?
— Согласно экспертным оценкам, в регионе численность курдов такова: 8-9 млн в Турции (не считая народа заза, количество которых составляет около 4 млн), порядка 3 млн — в Иране, 2 млн — в Сирии и 4 млн — в Ираке.
— Смотрите, в регионе сложилась достаточно интересная ситуация — курдские общины существуют в таких граничащих друг с другом государствах, как Ирак, Иран, Турция и Сирия. В этом плане какая обстановка складывается вокруг курдов?
— Здесь необходимо учесть фактор племенной организации курдов. Проживающие в городах и урбанизированные курды де-факто выходят из курдской племенной иерархии. Они уже не племенные курды и рассматриваются племенными как люди второго сорта. То есть люди, лишенные аширета. Они воспринимаются как чужие элементы. Даже термин "курманджи", который употребляется как некий этноним для турецких курдов, в первоначальном происхождении имел унизительное значение, которым назвали не племенных курдов. В этом плане сейчас очень трудно предположить, что в условиях этой клановой и племенной организации курдского народа, при отсутствии традиций и культуры государственности, можно создать курдское государство.
Читайте по теме: Армения, осажденная соседями
Даже у армян и грузин, которые имеют традиции государственности, тысячелетнюю историю и культуру, процесс создания и формирования собственного государства произошел довольно трудно. Нужно, во-первых, создать какой-то государственный субстрат и на основе этого формировать государство. Я не уверен, что этот субстрат существует в курдском народе. Что касается северных районов Ирака, где существуют определенные структуры власти — региональное правительство, созданное американцами, пока трудно сказать, что-либо о его жизнеспособности и прочности. Трудно сказать, станет ли это региональное правительство основой для формирования независимого Курдистана. США должны постоянно присутствовать там, чтобы это государство состоялось. Кроме того, есть и такие региональные страны, как Иран, Турция, которые не заинтересованы в создании Курдистана. Они всячески будут препятствовать этому процессу.
— Как будут реагировать на попытки создания Курдистана со стороны США такие региональные факторы, как Иран и Турция?