В Великом Новгороде мусульмане составляют абсолютное религиозное меньшинство. В основном религию Мухаммеда тут исповедуют приезжие чеченцы и трудовые мигранты из Средней Азии. До недавнего времени местные мусульмане удовлетворялись молельной комнатой. Летом этого года по Новгороду пошли разговоры о том, что мусульманской общине теперь мало комнаты - она добивается постройки мечети. Русские новгородцы выступают категорически против этой идеи. А мусульмане Новгородчины утверждают: постройка мечети в древнем Новгороде - важный политический шаг, от которого может зависеть судьба русских на Кавказе. Об этом корреспондентом "Большого Кавказа" рассказали жители Великого Новгорода Вадим Бериашвили и Майарбек Абуезидов.
Вадим Бериашвили, житель Великого Новгорода, общественный деятель.
"Факт появления в чисто русском городе мечети может спровоцировать конфликты на религиозной почве. Жители города замечали, что некоторые гости из Средней Азии хамят в общественных местах. В криминальных сводках города и области участились сообщения о том, что трудовой мигрант кого-то избил, изнасиловал... Слава Богу, этническая преступность у нас не дошла до повального масштаба, потому что трудовых мигрантов на Новгородчине не так много.
Великий Новгород - исторически православный город. Святая София Новгородская - самый древний православный собор России. Мечетей, как и мусульман, здесь никогда не было. Внезапное возникновение запроса на мечеть - следствие миграционной политики последних двадцати лет. До этого момента власти не считали серьезными всяческого рода просьбы желающих получить мечеть.
В Великом Новгороде существует и с каждым годом укрепляет свои позиции исламская диаспора, преимущественно состоящая из мигрантов-гастарбайтеров из Средней Азии. До недавнего времени они довольствовались молельной комнатой, куда ходили и проживающие в Новгороде чеченцы. Летом 2012 года мусульманский актив города поднял вопрос о строительстве мечети. За помощью активисты-мусульмане обратились к Рамзану Кадырову - главе субъекта Федерации, который отдален от Новгородчины почти двумя тысячами километров.
Я ничего не имею против мусульман и ислама и уважительно отношусь к представителям другой национальности. Но моя позиция однозначна - мечеть Великому Новгороду не нужна. Мусульманская община города малочисленна, а строить мечеть под нужды гастарбайтеров, я считаю, не стоит".
Майарбек Абуезидов, чеченец, житель Великого Новгорода.
"Нам не нужно, чтобы мечеть была обязательно с куполом, полумесяцами и минаретом. Все равно, что это будет: молельная комната, дом или классическая мечеть. Мы нуждаемся в спонсорской помощи российских мусульман, и поэтому обратились к Главе Чечни Рамзану Кадырову. По сути, наше обращение не было обращением как таковым. Я взял интервью у новгородского предпринимателя, чеченца Адлана Дудаева. Опубликованный потом в СМИ материал о нуждах мусульман Новгородчины и был общественным обращением к Кадырову. Нам говорили потом, что лучше бы мы написали письмо в канцелярию Главы Чечни, в Фонд Ахмата Кадырова, но мы ограничились обращением в прессе. Мы обращались за тем, чтобы глава Чечни как-то помог с постройкой самого помещения для молитвы.
Хочу заметить - к Кадырову чеченцы обращались как россияне к представителю власти, а не как земляки к влиятельному земляку.
Мы считаем, что голос чеченцев России должен быть услышан властями РФ. Чеченцы - коренной народ России, третий по численности. Обращение к Кадырову было, по сути, обращением ко всем гражданам нашей страны: если можете, помогите чеченцам Новгородской области в постройке мечети. Многие мусульмане Новгородчины толком не знают, к какому мусульманскому лидеру лучше обращаться с подобной просьбой, поэтому пишут тем, чье имя особо известно в мусульманской среде, или не пишут никому, надеясь на помощь Всевышнего.
Многим новгородцам не хочется, чтобы в их городе появилась мечеть. Эту реакцию я понимаю. Но Россия - многонациональная и поликонфессиональная страна. Посмотрите на нынешнюю Чечню. Туда возвращается русское население, и власти республики помогают репатриантам. Да, русских репатриантов не так много, но в будущем их станет больше. Возможно, что только в Грозном скоро будет 100 или 200-тысячное русское население, которое потребует открытия в городе православных гимназий, появления в магазинах города продуктов, освященных по православному обряду, и так далее. Сейчас в Грозном не продают свинины, но русские жители могут потребовать, чтобы она появилась в продаже. Полагаю, что власти республики не будут ставить препон ни новым православным приходам, ни открытию православных гимназий, ни "православным" продуктам, поскольку русские - это полноправные жители Чечни, а вместе русские и чеченцы - граждане России".