Возможная отставка главы Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова активно обсуждалась в соцсетях в минувшие выходные. В понедельник Магомедов опроверг эту информацию на совещании с работниками своей администрации. Однако вопросы остались. Имели ли слухи под собой основание и о чем свидетельствует их распространение? Об этом в интервью "Большому Кавказу" рассуждает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.
- Слухи имеют очень сложные отношения с реальной жизнью, это совершенно самостоятельная реальность, - говорит эксперт. - Поэтому разговоры о том, что глава уходит, необязательно означают, что ему действительно поступило такое предложение "сверху". Однако сам факт появления такого рода слухов и их распространения в столь впечатляющих масштабах - это признак нездорового общества и нездоровых отношений как в России в целом, так и в Дагестане в частности. Вопрос об отставке уже несколько дней активно муссируется в республике на всех уровнях. Этот взрыв обсуждений свидетельствует о серьезной напряженности, зреющей в обществе. Об этом можно судить по разговорам о предстоящей войне, о том, что Россия готовит жесткие меры, вплоть до войсковых операций. В Дагестан передислоцируется все больше и больше военных, это вызывает серьезную тревогу.
Мне трудно предполагать, что там случилось на самом деле, но я могу поверить, что Магомедову действительно поступило предложение об отставке. Центр чрезвычайно неумело ведет свою политику в отношении Северного Кавказа. Чувствуется какое-то непонимание того, что происходит в регионе, какая-то неадекватность реакции на сложившуюся ситуацию. Поэтому слухи такого рода находят здесь благодатную почву.
- В Дагестане существует сложная система противовесов. Возможно ли в этой республике вот так запросто сменить главу, без риска дестабилизировать ситуацию?
- Сейчас в Дагестане всем "рулит" Кремль. А как до сих пор назначались? Три года назад точно так же пришел к власти Магомедов. Взяли и назначили. Разве кого-то спрашивали? О чем вообще там думали, когда меняли выборную систему? До сих пор все это вызывает не только недоумение, но и просто растерянность. Возможно, теперь во многом по этой причине у простого народа появилась установка, что Кремль может все, что нет ничего невероятного, когда речь идет о произвольных решениях, рождающихся за кремлевской стеной. Я понимаю, почему люди так думают. Хотя, конечно, очень странно за год до окончания строка полномочий вызвать человека в Кремль и предложить написать заявление об уходе. Такой поступок достоин того, что произошло три года назад - и то, и другое можно охарактеризовать как недальновидность власти, ничего не понимающей в кавказских делах.
- Насколько оправданы разговоры о Рамазане Абдулатипове как о преемнике Магомедова на посту главы Дагестана? Действительно ли это значимая политическая фигура в республике?
- Абдулатипов никогда не был реальным политиком, практиком на этом поприще. Это общественный деятель, очень популярный, кстати говоря. Он публицист, оратор - действительно очень известный человек. Но в реальной политической жизни Дагестана Абдулатипов никогда не принимал непосредственного участия. Стихия дагестанской политической жизни очень жестка. Там действуют люди другого склада, несколько иных качеств.
Но сегодня присутствие Москвы в Дагестане очень велико - там огромное количество командировочных омоновцев со всей России, вводятся войсковые соединения. Чиновников федеральных органов власти в Дагестане в два раза больше, чем чиновников республиканского уровня. В таких условиях Рамазан Гаджимурадович вполне может стать исполняющим обязанности. И если действительно произойдет отставка, то Абдуллатипова попросят провести выборы нового президента через год. То есть он будет тем нейтральным человеком, который поможет наладить диалог в период этакого "безвластия". Но, думаю, делать какие-то прогнозы, основываясь на слухах, бессмысленно. В ближайшее день-два все встанет на круги своя.