В Татарстане есть народ, который носит русские имена и фамилии, ходит в православные храмы, но "Отче наш" читает по-татарски. Это кряшены - потомки первых татар, принявших русское православие. Сегодня кряшены Татарстана оказались в непростом положении. Растущая исламизация республики ставит под вопрос их дальнейшее существование в качестве отдельного народа. О том, как живется кряшенам на их исторической родине, GTimes рассказал Василий Иванов, сотрудник Приволжского центра региональных исследований, кряшен по национальности.
- Василий Витальевич, как давно в Татарстане начались преследования кряшенов?
- Преследовать кряшенов начали с конца 80-х начала 90-х годов. На закате СССР в республике появилась организация "Татарский общественный центр". Члены ТОЦ, в основном татарские националисты, получили доступ к местной прессе. В СМИ эти националисты агитировали кряшенов принимать ислам и снова становиться татарами, иначе "им будет плохо". Разговор националистов с русскими был куда короче: "чемодан - вокзал - Россия". Вслед за этими ментально-идеологическими атаками на кряшенов и русских пошло силовое давление.
- В чем заключалось это силовое давление?
- В 1991 году Татарстан возглавил Минтимер Шаймиев, который намеренно подыгрывал националистам, чтобы сохранить власть. В рамках этой политики подыгрывания кряшенов и русских стали плавно выдавливать с руководящих постов. Например, если кряшену или русскому было больше пятидесяти, его спроваживали на пенсию, а на его место ставили подходящего татарина. Руководитель-татарин, как правило, держался на своем посту до старости. Его преемником становился "свой человек" - родственник или личный друг, который тоже приводил в "систему" своих людей. Такая кланово-кумовская система функционирует по сей день, и сломать ее трудно.
- Как может кряшен "реабилитироваться" в татарских глазах?
- Только одним путем - принять ислам. Ставший мусульманином кряшен обычно берет сторону татарских национал-радикалов или исламистов. Например, в салафитской мечети Казани "Нурулла" долгое время работал юристом некий Тауфик Василов. Его настоящее имя - Анатолий Васильев. Он - принявший ислам кряшен, бывший полковник милиции. Могу сказать, как к нему относятся в татарской среде. В глаза татары говорят ему "берикелля", то есть "молодец", а за глаза считают его расово-неполноценным татарином. Василов это понимает, и поэтому защищает исламистов и прочих экстремистов только ради того, чтобы доказать свою "чистоту крови".
Еще один подобный кряшен - Руслан Спиридонов, участник теракта в Нурлате в 2010 году, застреленный при попытке оказать сопротивление. Известно, что он - сын прокурора города Чистополь. Он оказался в местах не столь отдаленных, где проникся идеологией "Хизб ут-Тахрир". Джамаат, где Спиридонов жил после выхода из тюрьмы, был интересным. Там "хизбутовская" идеология сочеталась с ваххабизмом, "Таблиги джамаат" и так далее.