Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Ислам в Татарстане как реабилитация для кряшенов
24 октября 2012 19:05 Среда

Есть еще такой Александр Долгов. Он практикующий мусульманин, журналист националистической направленности. Власти Татарстана его поставили лидером Союза кряшенской молодежи Татарстана. Есть много мнений, почему кряшен Саша Долгов принял ислам. Первая - это карьерная и финансоваязаинтересованность. После того как Саша принял ислам, он стал одним из самых рукопожатых журналистов республики. Кроме этого, ислам даровал ему уважение Казанского кремля и пост лидера Союза кряшенской молодежи. Теперь его фотоальбомы в соцсетях полны фотографий из многочисленных поездок за рубеж, проспонсированных властями. Важно отметить, что Долгова неоднократно видели молящимся в мечетях, при этом он всячески против публичной огласки своего мусульманства в СМИ.

В 2002 в Татарстане стало известно еще одно кряшенское имя - Неонилла Фазлыева. Эта женщина приняла участие в коллективном осквернении православной часовни святой Татианы в городе Набережные Челны. Дело было так: пятеро мусульманок разгорячились от речей местного имама-салафита и порушили стену строящейся православной часовни. Одной из этих мусульманок была кряшенка Неонилла Фазлыева - принявшая ислам жена набережночелнинского татарина. Скажу, что православным храмам в Челнах не особенно везет. В 1999 году татарские националисты там уже сожгли одну деревянную часовню.

- А почему за Набережными Челнами закрепилась такая дурная слава? В советские времена он был интернациональным городом, центром автомобилестроения.

- Тогда Набережные Челны были типичным русским автоградом. Сюда за "длинным рублем" приезжало много татар из сельской местности, которым не нравилось "русское засилье" в татарском городе. Эти татары составили будущее боевое ядро национализма, а позже и радикального исламизма. В Челнах проживают писатели Фаузия Байрамова и Айдар Халим - "бабушка" и "дедушка" татарского национализма. Именно там, в Челнах, в 90-е годы национализм и исламизм срослись с криминалом. В начале 90-х местный авторитет Рафис Ашрафуллин отсылал татарским националистам и чеченским сепаратистам деньги, которые "выбивал" под пытками у набережночелнинских предпринимателей. Другой "авторитет", водочный магнат Рафис Кашапов, был лидером местного отделения движения "Азатлык" и близким человеком мэра города. Потом эта национально-исламистская идиллия порядком надоела властям, и экстремистов стали "прессовать". Полагаю, поэтому экстремисты и оскверняют в Челнах православные храмы, чтобы показать, что они до сих пор - сила. Как мне известно, мэрия Набережных Челнов мало-помалу поддается этим натискам.

- Вернемся к кряшенам. Сохраняются ли среди них родственные или общинные связи?

- Мы разобщены. Если кряшен попадает в беду, то ему поможет только родня, партнеры по бизнесу, коллеги. Власти Татарстана делают для нашего разобщения все возможное.

- А насколько тесно спаяны татары?

- Родственные связи у городских татар часто прерваны. Если есть связь, то только по сугубо клановым, профессиональным интересам. Наиболее сильны кровные узы среди татар в деревне. Осевший в городе деревенский татарин как правило всегда помнит про свою многочисленную родню, оставшуюся в деревне. Но такое сохраняется только в первых поколениях. Сейчас городской татарин, у которого родня в деревне попала в беду, часто думает: "А родня ли мне эта деревенщина?" К сожалению, сейчас родная кровь ценится ниже, чем финансовое благополучие или власть. Это не только в Татарстане, но и во всем мире.  

 

Александр Ашуров

 

< 1 2
топ видео
новости региона