- Есть простой принцип: хочешь подорвать Россию - подорви Москву, хочешь подорвать Москву - столкни мусульман и христиан. Во-первых, незачем обсуждать частное мнение частного лица. Во-вторых, это очень похоже на провокацию, потому что до этого очень похожие по методу провокации были направлены на Патриарха. А в-третьих, стравить христиан и мусульман - давняя задача неких сил, которые хотят иметь власть. Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной, и всегда конфессии в ней жили мирно. По этому поводу советую почитать полезные книги митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) "По стопам апостола Фомы", "...А друзей искать на Востоке", "Православие и ислам: противостояние или содружество".
Александр Люлька, православный религиовед, исламовед:
- Что можно сказать об ультимативном предложении Хасавова ввести в Москве суды шариата, а в противном случае - «залить Москву кровью"?
- Мусульманское право основывается на теории права - фикхе, и на практике - шариате. Я не понимаю, что этот адвокат имеет в виду под введением шариатских судов, каковы его конкретные действия. Понятно, что для тех мусульман, которые ориентируются в жизни на правый суд, шариат - это закон, который они обязаны выполнять. Христиане также соблюдают определенные заповеди, точнее, живут в соответствии с заповедями. Но если мы посмотрим на светское законодательство, то каким бы светским не было государство, в основе его права, хотим мы этого или не хотим - заповеди блаженства и десять заповедей. Даже самое светское законодательство основано на этих заповедях, и то, что исходит из других нормативных документов, например, Кораны или Сунны, вызывает естественный конфликт. Конфликт возникает там, где один базис отличается от другого. Если государство захочет устроить шариатский суд в России, то нужно это сделать так, чтобы никому не было от этого плохо, чтобы никто не пострадал.
- Каким образом шариатский суд может сосуществовать со светским?
- Они могут сосуществовать как угодно, но я просто не вижу смысла в этой инициативе. Для чего она, зачем, кому от нее будет лучше? Ведь сейчас как мусульманам не мешают жить по правилам шариата, так и православным - по-христианским правилам. Но надо учитывать, что шариатский суд обладает некоторыми значительными особенностями. Например, по закону шариата, показания двух женщин в суде приравнивается к показаниям одного мужчины. Является ли это норма, очевидная для мусульманина, нарушением или не нарушением прав человека в РФ? Например, некая женщина приходит в суд и свидетельствует на суде общей юрисдикции, ее показания рассматривают как показания полноценного гражданина, а в суде шариата она должна привести еще одну женщину. Я, например, считаю, что нельзя лишать женщину части гражданских прав только на основании того, что она женщина. Во-вторых, как будет обстоять дело с разводом? Потому что в шариатском суде развод осуществляется после трехкратного произнесения мужчиной слово «талак» («разведена»), после чего женщина считается разведенной. В шариате есть норма отрубания рук за воровство, норма побивания камнями за прелюбодейство. Также, по шариату, человек, который хочет отказаться от ислама и перейти в другую религию, подлежит смертной казни, но для женщины делается исключение - ее заключают под стражу, пока она не передумает. В законах шариата так и сказано: отступник должен быть казнен, и любой мусульманин вам подтвердит это. А может, с помощью введения шариатского права мусульманская община хочет удержать свою паству, которая в России обращается в православие:ведь светское государство, каким и является Россия, гарантирует свободу выбора религии, а мусульманское - нет. Но такие заявления в СМИ могут делаться специально для проверки общественного мнения, чтобы потом выступить уже как с законодательной инициативой.