Протоиерей Всеволод Чаплин
- Как вы относитесь к заявлению адвоката Дагира Хасавова о легализации в Москве судов шариата, а если этого не произойдет, угроза: иначе "мы зальем Москву кровью"?
- Мне в этом заявлении не понравилась угроза кровопролития. Я не считаю, что религиозная община не должна утверждать свои правила, но отстаивать свои правила через угрозы, тем более если речь идет об адвокате, который должен выступать против нелегитимного применения силы, это чересчур. При этом очевидно, что в нашем обществе действуют светские, антирелигиозные нормы права, но религиозные нормы очень важны для верующих людей, поэтому создаются специальные религиозные органы: это и шариатские суды (они действуют на Северном Кавказе), это и церковные суды, которые действуют у нас, это и канонические решения церковной власти, это и раввинский суд, который тоже действует. Как бы не хотелось некоторым сторонникам радикального секуляризма предъявить свою монополию на право, эта монополия осталась в XX веке, и чем дальше, тем больше она будет уходить в прошлое. Впрочем, религиозная община не должна давить своим религиозным правом на людей, которые не являются ее членами. Заявление господина Хасавова меня удивляет тем, что я в нем не услышал, считает ли он допустимым влияние шариатских судов только на членов своей общины или на всех людей вообще, что мне кажется вообще неоправданным.
- Еще этот адвокат хочет построить новый Арабский Халифат, начиная с России.
- Я понимаю, что некоторые люди хотели бы сразу напугать окружающих, но в нашем обществе есть люди, у которых есть разные представления об устройстве общества. Для кого-то идеальным устройством общества является халифат, для кого-то православная монархия, а для кого-то республика, и какая из этих форм общественного устройства наиболее хороша, будет решаться в форме общественных дискуссий, которые только начинаются. По большому счету, полноценного выбора формы общественного устройства, который бы предполагал серьезную дискуссию, адекватный учет всех вариантов, у нас в истории не было. Я убежден, что это все впереди - но никакую из моделей нельзя утверждать силой - ни силой государства, ни силой угроз.
А тем временем эпатажным адвокатом заинтересовались соответствующие органы. МВД проверяет его высказывание на наличие в нем экстремизма, сам же Хасавов... прячется от разгневанного Рамзана Кадырова, вовсе не желающего, чтобы российские мусульмане "заливали кровью" Москву.
"Мы крайне удивлены и, если быть до конца откровенными, крайне возмущены провокационными высказываниями Хасавова. Мы нисколько не сомневаемся в том, что они носят заказной характер", - заявил Кадыров и сказал еще много всякого, из чего следует, что Хасавову лучше прятаться подальше, подольше и понадежнее, пока его самого не подвергли шариатскому правосудию.
Из подполья Хасавов отчаянно сигнализирует, что, дескать, "его неправильно поняли" и "мертвое озеро" вместе с "заливанием кровью" означало "всего лишь" то, что несостоявшиеся участники невведенных шариатских судов поубивают друг друга. Но слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Материал подготовили Дарья Сивашенкова и Юлия Богородская.